История советской повседневности 60-70- х гг. XX в.в творчестве В.С. Высоцкого
Введение
Актуальность и научная значимость темы. Специфика поэтического феномена В.Высоцкий обусловлена комплексом субъективно-личностных, биографических, философско-этических, социальных факторов. «Поэтический роман» В. Высоцкого открывает «советскую картину мира», данную в процессе осмысления проблемы человека на фоне конкретных социальных обстоятельств эпохи. Единый художественный текст его песен отличается смысловой многомерностью, энциклопедической всеохватностью и состоит из многочисленных «новелл-зарисовок», «кадров» изображения, разноплановых фигур, из чего складывается полное, живое представление о культуре советского быта. С последней трети ХХ века в исторической науке произошел историко-антропологический поворот. Исследовательский интерес сместился в сторону изучения человека в его историческом времени, небольших групп, стратегий поведения индивидов. Переживают свое становление генетически связанные между собой микроистория, история ментальности, история повседневности.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Творчество В.С. Высоцкого в контексте советской эпохи 6
1.1. Особенности советской эпохи 1960-1970-х годов 6
1.2. Современники о В.С. Высоцком 10
1.3. Биография В.С. Высоцкого 15
1.4. Своеобразие творчества В.С. Высоцкого 21
Глава 2. Реалии советской повседневной культуры 1960-1970-х гг. в творчестве В.С. Высоцкого 27
2.1. Феномен советской повседневной культуры 27
2.2. Проблема дефицита и квартирный вопрос 30
2.3. Антиалкогольная тема в творчестве В.С. Высоцкого 33
2.4. ВОВ в творчестве В.С. Высоцкого 37
2.5. В.С. Высоцкий о внутренней и внешней политике СССР (проблем мировой политики, религии и выезда за рубеж) 42
2.6. Тема спорта и телевидения в творчестве В.С. Высоцкого 49
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Список использованной литературы
Алейников В. Имя времени: О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания. // Новое литературное обозрение. – 1998. –№1. – С. 223-256.
Ананичев А. Не ради зубоскальства, а ради преображения // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. – С. 255-263.
Андреев Н. Жизнь Высоцкого. – М.: Доброе дело, 2015. – 672 с.
Аннинский Л. Барды. – 2-е изд. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. – 384 с.Батов В. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества / М-во культуры РФ; Рос.ин-т культурологии; Междунар. Пед. акад. – М., 2002. – 224 с.
Берсингова З.С. Творчество В.С. Высоцкого как феномен советской поэтической культуры // Вестник науки. – 2021. – №5(38). – Т.2. – С. 23-29.Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. – С. 267-278.
Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. – С. 267-278.
Бородина Д.В. Особенности военной лирики В. Высоцкого // Язык и социальная динамика. – 2013. – № 13-2. – С. 52-67.Бродская Е. В. Рецепция творчества В. С. Высоцкого в советской прессе 1960-х -1980-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук // Российский гос. гуманитар. университет. – Москва, 2011. – 174 с.В.С. Высоцкий: Исследования и материалы. – Воронеж, 1990. – 192 с.Всё не так, ребята…: Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег / сост. Игорь Кохановский. – М.: АСТ, 2017. – 512 с.
Высказывания современников о творчестве Владимира Высоцкого [Эл. ресурс]. Режим доступа. URL: http://blog.norma40.ru/?p=1802 (дата обращения: 02.02.2022).Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарий к песням поэта / в соавт. с А. В. Кулагиным. 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Это течение, эта тенденция счастливо совпали с появлением и массовым распространением в СССР в те же годы бытовых магнитофонов, что сделало процесс распространения сочинений этого жанра необратимым и со стороны государства неконтролируемым, неуправляемым. Так, наряду с «самиздатом», «тамиздатом», появился «магнитиздат». Основоположниками авторской песни, вершинами её стали Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий. Песня эта поднимала проблемы общества, в котором возникла. Злободневность, правдивость, актуальность, нравственно–гражданская и философская направленность – определяющие характеристики лучших образцов авторской песни и песен Высоцкого. Биографию и творчество В. Высоцкого (многообразное, синкретическое в своей основе) следует рассматривать в контексте отечественной культуры второй половины ХХ века. Выдающийся и смелый художник современности, вызвавший, как никто, интерес в своей стране и за рубежом, а в связи с этим всплеск публицистической газетно–журнальной полемики разного характера, разного уровня осмысления, различной идейной, идеологической направленности. Конец 1980-х – 90-е годы – время становления науки – высоцковедение» (к концу 1990-х термин этот уже устоялся).