Разработка цифрового образовательного ресурса для внеклассной работы учащихся средней школе
Введение
Актуальность темы. В нынешнее время все чаще создаются цифровые образовательные приложения или ресурсы для ведения учебных занятий. В основном по всех направлениях образовательных дисциплин создаются цифровые ресурсы в виде пособия или самоучители.
Цифровой образовательный ресурс - часть электронного образовательного пространства преподавателя.
Цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) называется такой учебный материал, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЦОР - это фотографии, видео или видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, разного вида графика, текстовые документы и иные учебные материалы, которые преобразованы в цифровой формат и используются в учебном процессе.
Содержание
Введение 5
1. Методика проектирования и использования цифрового ресурса в учебном процессе 7
1.1 Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий 7
1.2 Цифровой ресурс как средство самообразования 10
1.3 Основные этапы проектирования цифрового образовательного ресурса 14
1.4 Методика использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе 22
2. Создание цифрового пособия для внеклассной работы по информатике 25
2.1 Web-сервер и CMS Joomla для создания цифрового ресурса 25
2.2 Структура цифрового пособия по информатике во внеклассной работе 27
2.3 Описание составных частей цифрового образовательного ресурса 28
2.4 Дизайн цифрового пособия 36
2.5 Апробация электронного образовательного ресурса в учебном процессе 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Список использованной литературы
Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12629438.
Тукуреев В. И., Корепанова Е. Г., Багрова А. В., Савченко А. М., Современные проблемы и пути решения информационно коммуникационных технологий в образовании, г. Красноярск, 2018
Открытое образование – объективная парадигма XXI века /Под общей редакцией Тихомирова В.П. М., 2014.
О.В.Завьялова, Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников», г. Навашино Нижегородской области, 2019. – 28 с.
Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2012.
Лейбович А.Н., Босова Л.Л., Авдеева С.М., Рабинович П.Д., Тарасова Н.В., Тарасова К.В., Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. Москва, 2012. - 84 с.
Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.
Гура В.В., Дикарёв С.Б. Система проектирования электронных образовательных ресурсов. Ростов-на-Дону. Издательство «ЦВВР», 2013. -125 с.
Вуль,В.А. Электронные издания. Глава9. Электронные учебники. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm
Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2015. – № 9. – c. 91-97.
Тукуреев В.И., Корепанова Е.Г., Багрова А.В., Савченко А.М. Современные проблемы и пути решения информационно коммуникационных технологий в образовании, 2018.
Для ослабления восприятия разная информация должна специально кодироваться. Например, связанные, но раскиданные по монитору данные должны кодироваться одним цветом. Цвет можно использовать и для выделения заголовков, новых данных или данных, на которые следует стоит быстро обратить внимание. В целом организация данных на мониторе должна облегчать нахождение подобий, различий, тенденций и соотношений.
Акцент, как правило, это выделение наиболее важного объекта, который должен быть обратить на себя внимание в первую очередь. При соблюдении этого правила взгляд ученика привлекается к зоне акцента. Для разработки такого акцента можно воспользоваться разными средствами: размещение важной информации в центре поля, вынесение их от остальной информации свободным пространством, ну и применение яркого цвета. Нужно избегать излишних украшений, злоупотребление цветов, избыточного кодирования и большого объема вводимой информации. Желательно, например, использовать не более 90 процентов по площади экрана монитора. Подсказки необходимо специально выделять с помощью цвета. Для них желательно отвести отдельную зону монитора.
Нужно выделять такую информацию, необычные данные, элементы, которые требуют изменения, сообщения высокого приоритета, ошибки ввода, предупреждения о последствиях той или иной команды и тому подобное. Для того чтобы заставить обратить внимание ученика к основному объекту, целесообразно использовать яркое цветное пятно, которое будет выглядеть самым ярким цветом, изображающимся на основном объект, остальные его части будут закрашены дополнительным цветом. Если цветовая гамма строится без всех этих правил, без учета психологии восприятия рисунка, это затрудняет выделение основной мысли, и приводит к усталости зрения.