Лизинг как источник финансирования воспроизводства основных средств
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед многими отечественными предприятиями стоит очень серьезная проблема по поиску и привлечению долгосрочных инвестиций с целью приобретения нового оборудования, которое отвечало бы всем современным требованиям и позволило бы увеличить масштабы производства. В современных условиях, когда России ограничен доступ к внешним финансовым ресурсам, эта проблема становится еще актуальнее.
В таких условиях наиболее приемлемым выходом является лизинг. Для многих отечественных предприятий становится едва ли не единственным доступным и довольно эффективным средством финансирования и развития.
Происходящие в отечественной экономике процессы заставляют многих по-новому взглянуть на некоторые ранее мало востребованные инструменты, делает лизинг одним из приоритетных методов воспроизводства основных фондов предприятия, тем более что в настоящее время около 70% основного оборудования российских производителей имеет высокий уровень физического и морального износа, что несовместимо с современными требованиями к организации производства. В таких условиях лизинг как источник финансирования основных производственных фондов предприятий является востребованным по нескольким причинам, среди которых можно назвать уже указанную изношенность основных фондов, необходимость в масштабном техническом перевооружении и внедрении передовых технологий. Такое положение приводит к тому, что многие отечественные предприятия вынуждены обратиться к наиболее эффективным формам экономических механизмов, одним из которых является лизинг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения лизинга как источника финансирования воспроизводства основных средств 5
1.1 Понятие и развитие лизинга 5
1.2 Виды лизинга в современной экономике 7
2 Аналитические аспекты лизинга как источника финансирования воспроизводства основных средств 10
2.1 Анализ показателей лизинга 10
2.2 Анализ зарубежного опыта в области лизинга 12
3 Лизинговые платежи: алгоритм расчета и пути развития в России 17
Заключение 28
Список использованных источников 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аджиева Д. У. Лизинг как форма привлечения инвестиций // ЕГИ. 2020. №6 (32). С. 71-79.
2 Айвазова М. А. Безопасность в сфере лизинга // ТТПС. 2019. №2 (48). С. 18-25.
3 Амбарян А.А. Особенности лизинга // Деловой вестник предпринимателя. 2020. №2 (2). С. 27-41.
4 Бабич А. М. Финансы. Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2019.
5 Балобанова А. И. Финансы / А.И. Балобанова, И.Т. Балобанов. – СПб.: Питер, 2020. 198 с.
6 Бойченко М. П. Лизинг как продукт финансирования // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №3-1. С. 43-49.
7 Бурова О. А. Лизинг как способ финансирования инвестиционных проектов // Вестник МФЮА. 2019. №4. С. 18-21.
8 Весина В. В. Использование международного лизинга как метода финансирования деятельности российских предприятий // Вестник евразийской науки. 2021. №5 (24). С. 44-54.
9 Газман В. Д. Социально-экономическая эффективность лизинга в возобновляемой энергетике // Экономический журнал ВШЭ. 2019. №2. С. 23-37.
10 Герасимова Е. И. Лизинг – новый драйвер международного сотрудничества // Научный журнал. 2019. №5 (39). С. 27-34.
11 Горовец Н. А. Российский рынок лизинга: современное состояние и тенденции развития // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. №2 (47). С. 17-23.
12 Дедова О. С. Особенности и перспективы развития лизинга в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №2. С. 13-21.
13 Ершова Д. В. Лизинг как вид финансовых услуг // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №8-1. С. 28-37.
14 Зернов А. О. Актуальные проблемы договора финансовой аренды (лизинга) // Colloquium-journal. 2020. №5 (57). С. 41-54.
15 Золкина А. А. Формирование рациональных графиков платежей промышленного лизинга // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2019. №2. С. 12-19.
16 Зотова Е. К. Современные аспекты использования лизинга // Научный журнал. 2019. №1 (35). С. 15-19.
17 Казанкина О. А. Перспективы развития лизинга в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. №3 (77). С. 53-59.
18 Лапшина В. В. Развитие лизинга в малом и среднем бизнесе // Вестник НИБ. 2019. №38. С. 32-46.
19 Магомедов М. С. Сравнение аренды и лизинга в строительстве // E-Scio. 2019. №9 (36). С. 91-104.
20 Мигачева А. Ю. К проблеме правового регулирования лизинга в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №12. С. 27-33.
21 Нешитой А. С. Финансы: Учебник для вузов / А.С. Нешитой. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 512 с.
22 Новикова А. Д. Эффективность лизинга как инвестиционного инструмента // Вестник науки и образования. 2020. №21-1 (99). С. 31-39.
23 Ободовский К. С. Перспективы развития лизинга недвижимости в РФ // Вестник науки и образования. 2019. №8-1 (62). С. 54-60.
24 Павлова М. В. Экономическая эффективность лизинга в строительстве // E-Scio. 2019. №5 (32). С. 34-56.
25 Ромашова И. Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. М.: КНОРУС, 2020. 336 с.
26 Судьина Е. Р. Нормативно–правовое регулирование сделок международного финансового лизинга // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №6-2. С. 88-90.
27 Турбабина Т. А. Роль лизинга в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №12-3. С. 43-65.
28 Черутова М. И. Финансы: учебное пособие / М.И. Черутова. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2019. 126 с.
29 Юркина В. И. Проблемы и перспективы развития лизинг в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №1 (43). С. 23-28.
30 Ячменева А. С. Особенности применения механизма международного лизинга в россии // Территория новых возможностей. 2018. №2 (41). С. 67-78.
Так, объем нового бизнеса в сегменте лизинга сельскохозяйственной техники и скота в стоимостном выражении вырос за год на 77%, новый бизнес строительной и дорожно-строительной техники увеличился на 18% . Основной драйвер рынка – автолизинг – показал прибавку объема нового бизнеса на 8%, несмотря на падение автопродаж (продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, по итогам 2020 года снизились на 9%; рынок новых грузовых машин в 2020-м упал на 7%, по информации Автостата), и нарастил за год долю на рынке лизинга с 38 до 44% [10]. Объем лизингового портфеля (лизинговые платежи к получению на дату) по итогам 2020 года вырос на 6,5% и составил 5,2 трлн рублей.