Борьба католической церкви с катарами и альбигойцами
Введение
Актуальность темы: Истории религиозных войн и споров, в то время, когда основные религии нашего времени только набирали свою силу, это несомненно один из интереснейших вопросов, касающихся деятельности церкви, ее религиозных представлений по отношению к инакомыслию и религиозных представления ее противников. Таким образом, актуальность данной работы заключается в изучении религиозной культуры и религиозных представлений катаров и альбигойцев, для создания единого образа понимания мировоззрения и деятельности еретических сект Италии и Франции ХI века.
Объектом исследования данной работы является политика католической церкви в отношении еретических движений.
Предметом исследования – борьба католической церкви с катарами и альбигойцами.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей политики католической церкви в отношении катаров и альбигойцев.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- провести анализ сложившегося образа о духовном мировоззрении катаров и альбигойцев;
- проанализировать источники, рассказывающие о религиозной культуре катаров и альбигойцев, их условиях жизни и основных религиозных взглядов;
- сравнить общие и различные черты духовных представлений катаров и альбигойцев;
- выявить идейно-религиозное отношение католической церкви к катарам и альбигойцам;
- показать организацию католической церковью борьбы против катаров и альбигойцев и ее итоги.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Особенности положения католической церкви во второй половине XI - XIII в. 6
1.1. Усиление власти пап и католической церкви в Западной Европе после раскола (вторая половина XI - XII вв.). 6
1.2.Папство и церковь в XIII в.: идеологические установки, новые ордена, инквизиция. 9
1.3.Исторические источники по истории борьбы католической церкви с катарами и альбигойцами. 14
Глава 2. Борьба с катарами и альбигойцами. 19
2.1. Катары в европейских странах и альбигойское движение во Франции: социальный состав, идейные истоки и учение, управление 19
2.2.Борьба церкви с катарами во второй половине XII - начале XIII в. 21
2.3.Крестовые походы против альбигойцев. 24
2.4.Борьба против альбигойцев Людовика IX и деятельность инквизиции 26
2.5.Последствия антиальбигойской борьбы для Южной Франции. 32
Заключение 33
Список источников и литературы 35
Список источников и литературы
Источники
1. Плиний Мл. Письма. Книги 1-Х. М.: Наука, 1982. 405 с.
2. О двух началах. Режим доступа: http://yakov. works/acts/13/2/dva_nach. Html (дата обращения: 15.05.2022).
3. Сернейский П. Альбигойская хроника // Книга еретиков. СПб.: РХГФ / Пальмира, 2017. С. 335-344.
Литература
4. Бренон А. Жизнь и смерть христианской церкви. Режим доступа: https://medieviste.livejournal.com/625052.html (дата обращения: 15.05.2022).
5. Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М.: Современник, 1994. 103 с.
6. Григулевич И. Р. История инквизиции в ХШ-ХХ вв. М.: Наука, 1970. 447 с.
5. 7. Лозинский С. Г. Роковая книга Средневековья. Режим доступа: Ьйр5://шл¥1к15О11Гсе.о^/\¥1к1/Роковая_книга_Средневековья_(Лозинский) (дата обращения: 15.05.2022).
6. 8. Обновляющаяся статистика жертв охоты на ведьм. Режим доступа: http: //www. ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm. php. (дата обращения: 15.05.2022).
9. Светлов Р. В. Катары // Книга еретиков. СПб.: РХГФ / Пальмира, 2017. С. 333-335.
10. Скобелкина Ю. И. Содержание церковного преступления в понимании богословов раннего средневековья // Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2018. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова. С. 179-182.
11. Тудельский Г. Песнь об Альбигойском крестовом походе. М.: Квадрига, 2010. 320 с.
12. Устинова А. А. IV Латеранский собор 1215 года и программа борьбы с альбигойской ересью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 111. С. 45-50.
13. Ad abolendam diversam haeresium pravitatem. Режим доступа: https://digilander.libero.it/eresiemedievali/decretale_l.htm (дата обращения: 15.05.2022).
14. Cathar Texts and Rituals. Режим доступа: http://www. gnosis. org/library/cathtx.htm (дата обращения: 15.05.2022).
15. Concilium lataranense III (1179). Canones. Режим доступа: https://web.archive.Org/web/20131006143907/http://faculty.cua.edu/pennington/Mediev al%20Papacy/Lateran%20III%20Complete.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
16. Doat XXII. 1243-1247. Bernard de Caux, Agen, Cahors, Toulouse. Режим доступа: http://jean.duvemoy.free. fr/text/pdf/bdecaux.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
17. Doat XXV, XXVI. 1273-1280. Jean Galand, Tolosa. Режим доступа: http: //j ean. duvemoy. free. fr/text/pdf/Pamaclatin. Pdf (дата обращения: 15.05.2022).
18. Eric Van Torhoudt 1022: les Normands inventent I'heresie d'Orleans ! URL: http://www.persee.fr/doc/annor_0003-4134_2005_num_55 4 1543 (дата обращения: 15.05.2022).
19. Fragment Bonnet. 1256. Jean de Saint-Pierre, Reginald de Chartres, Villefranche-de-Lauragais. Режим доступа: http: //j ean. duvemoy. free. fr/text/pdf/bonnet. pdf. (дата обращения: 15.05.2022).
20. Katharer im Rheinland. Режим доступа: http://lebensreform.blog/tag/sermones-contra-catharos/. (дата обращения: 15.05.2022).
21. Manuscrit ms 11847. 1299-1300rr, Nicolas d’Abbeville, Bernard de Castanet, Albi. Режим доступа: https://www.persee.fr/doc/anami_0003- 4398 1890_num_2_6_2989. (дата обращения: 15.05.2022).
22. Selected Letters of Pope Innocent III concerning England (1198-1216). Manchester, 1953. - 61 p.
23. The Canons of the Fourth Lateran Council, 1215. Режим доступа: https://sourcebooks.fordham.edu/basis/lateran4.asp. (дата обращения: 15.05.2022).
Подвергся изменениям и сам состав ордена. Большинство начинающих францисканцев не рассчитывали своих сил, и потому для них жизнь брата-минорита становилась невероятно тяжёлой. Это приводило к постоянным нарушениям положений Устава францисканцев. Кроме того, управленческие посты в иерархии ордена преимущественно занимали «поздние» францисканцы, что приводило к заметному понижению строгости жизни в ордене, постоянным послаблениям. «Поздние» францисканцы не понимали идеала Франциска, в отличие от «старых» францисканцев. Это непонимание рождало дисбаланс между двумя данными поколениями миноритов. Старое понимание идеала уже не могло оставаться прежним; новые силы, вступавшие в орден, несли с собой неизбежные изменения, которые напрямую касались всех францисканцев.