Антимонопольная политика. Зарубежный опыт и российская практика

Скачать курсовую работу, в которой исследуется антимонопольная политика. Зарубежный опыт и российская практика
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
31.10.2023
Объем файла
72 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблема монополизации экономики вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого века. Эта тема будет актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно в этом заключается актуальность исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить главные проблемы формирования и проведения антимонопольной политики в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Эта цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:

1. основные причины возникновение монополий;

2. роли государства в регулировании рыночной экономики

3. развитие антитрестовского законодательства в США;

4. развитие антимонопольного законодательства в зарубежных стра-нах;

5. особенности антимонопольного законодательства в России.

Для изучения вышеперечисленных вопросов  были использованы сле-дующие методы: системный и сравнительный анализ, синтез, анализ стати-стических данных, дедукция.

Объектом исследования являются монополии в России и в зарубежных стра-нах. Предмет исследования — механизмы государственного регулирования монополий. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Теоретические аспекты монополии 5
1.1 Монополия: сущность и виды 5
1.2 Необходимость и цели антимонопольного законодательства 10
2 Антимонопольная политика. Зарубежный опыт и российская практика 12
2.1 Антимонопольная политика в США 12
2.2 Особенности антимонопольной политики в России 16
Заключение21
Список использованных источников22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Краткий экономический словарь [Электронный ресурс]: для студентов, аспирантов и преподавателей экон. специальностей/ Электрон. текстовые дан. — М., [2005-2009]. — Режим доступа: http://ekslovar.ru/ свободный

2 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и прак-тика // Вопросы экономики. - 2006. - № 1. - С.102-121.

3 Экономика предприятия [Электронный ресурс]: финансовый менеджмент и система управления/ Электрон. журн. – М., 2008. – Режим доступа к журн.: http://www.oferto.ru/ свободный. 

4 Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший ин-струмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики. – 2007. – № 2. – C.104-107.

5 Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]/ ООО "Web and Press"; ред. Н.В.Казеннова. ; Web-мастер С.А.Масленников. — Электрон. дан. — М.[2000-2009]— Режим доступа: http://www.glossary.ru/ свободный

6 Аудит и финансовый контроль [Электронный ресурс]: Формы монополий и последствия монополизации экономики/ Auditor and Finance Company- M. 2009 — Режим доступа: http://auditme.ru/ свободный

7 «Государственная антимонопольная политика: практический опыт Зако-нодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и пред-принимательству). Российский экономический журнал №3 – 2000г.

8 Казачкова З.М. Антимонопольное законодательство США: история и современность. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. С.304-305

9 Антимонопольная политика и правила отношений с конкурентами [Электронный ресурс]/ Электронный журнал Госдепартамента США - Том 4, №1- февраль 1999 — Режим доступа: http://www.infousa.ru/economy/ свободный

10 Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообще-ства о свободе конкуренции [Электронный ресурс]/ Московская Государственная Юридическая Академия-Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза – М.,2000-2009 — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/publications/ свободный

11 Авдашева С.Б. Шаститко А.Е. Проблемы формирования и проведения антимонопольной политики в Российской Федерации // Центр стратеги-ческих разработок - 2007

12 История, функции и полномочия ФАС России [Электронный ресурс]/ Федеральная Антимонопольная Служба – М.2006-2009 — Режим досту-па: http://www.fas.gov.ru/structure/ свободный

13 Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// МЭ и МО -1999. -№7. С. 92-93.

14 Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

15 Новиков В.В. Что такое антимонопольное законодательство и как оно борется против конкуренции// Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний – 2002 - №6 

16 Дементьев В.Е. К дискуссии о роли госкорпораций в экономической стратегии России. // Российский экономический журнал. 2008 г., № 1-2. C27-41

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года [13]. Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 87). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, запрещаются любые соглашения, решения об объединении, а равно действия, которые препятствуют, ограничивают или нарушают свободу конкуренции внутри Общего рынка; запрещается также одному или нескольким предприятиям злоупотреблять своим доминирующим положением на Общем рынке или в существенной его части. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы "О естественных монополиях", "О рекламе" и "Об акционерных обществах". Наконец, в 1999 г. принят Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Закон о конкуренции[14] содержит ограничения свободы предпринима-тельской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам.