Особые экономические зоны, их типы и механизм функционирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время необходимо уделять особой внимание развитию отдельных территорий России, что требует глубоких теоретических разработок и выработки перспективных моделей изменения развития ряда регионов России, которые обладают предпосылками для образования центров роста. Одной из самых заметных институциональных инноваций, отмеченных в экономике второй половины двадцатого века, служат особые экономические зоны (ОЭЗ).
Создание особых экономических зон или свободных экономических зон (сокр. ОЭЗ, или СЭЗ) - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. Ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориях программ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОМОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН……………………………………………………….4
1.1 Понятие, сущность и цели создания особых экономических зон……..…4
1.2 Классификация особых экономических зон…………………………………6
Вывод по разделу 1……………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2. МЕСТО ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ………………….9
2.1 Анализ функционирования особых экономических зон в контексте зарубежных практик …………………………………………………………….…9
2.2 Особенности функционирования особых экономических зон в России…....13
2.3 Проблемы и перспективы функционирования особых экономических зон на современном этапе……………………………………………………………….14
Вывод по разделу 2 ……………………………………………………….…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26
СПИСОК
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. От 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
4. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 № 10-ФЗ (редактирован от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017)./Консультант Плюс
5. Бексултанова, А.И. Проблема занятости населения в РФ / А.И. Бексултанова // European Research. 2017. № 5 (28). С. 38-41. 8. Болор, Б.Б. Проблема занятости и безработицы / Б.Б. Болор // Научный журнал. 2017. № 7 (20). С. 25-27.
6. Бризгалова, А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации / А.С. Бризгалова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 96-101.
7. Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
8. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.
9. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2019. - №6.6. - С. 64-66.
10. Киреев А. Международная экономика. Ч. 1. — М.: «Международные отношения», 2013. — 416 с. Красинец Е., Кубишин Е, Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию: Учеб. М., 2011. 95 с.
11. Зайцева, И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
12. Ермолаева, С.Г. Е74 Рынок труда : учебное пособие / С.Г. Ермолаева.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,
Для любых государств, использующие повышение эффективности экономики созданием ОЭЗ, функционирование таких территорий означает, прежде всего, вовлечение в глобальные интеграционные процессы, вступление в мировые экономические отношения, возможность использования трансграничного перемещения факторов производства, в первую очередь, финансовых. Мировая практика функционирования ОЭЗ показывает, что национальные экономики с высоким уровнем развития (Япония, США, страны Европейского союза), активно развивающиеся государства, в первую очередь восточноазиатского региона, обеспечивают достижение высоких и эффективных результатов от функционирования оффшорных центров и ОЭЗ.
Например, в США, Франции, Великобритании ОЭЗ зачастую создавались для усиления и интенсификации внешнеэкономических взаимосвязей, осуществления региональной политики, ориентированной на активизацию среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах, выравнивание межрегиональных различий. Для достижения указанных целей бизнес-структурам подобной категории предоставлялись большие преференции, нежели в других регионах государства, значительные налогово-финансовые льготы и свобода деятельности. Данные мероприятия не были направлены на привлечение зарубежного капитала, а на выравнивание региональной дифференциации, устранение социально-экономического неравенства регионов.
С аналогичной целью проводилось создание ОЭЗ и в большинстве развивающихся стран. Вместе с тем, в противоположность промышленно-развитым государствам, в развивающихся странах основной упор при принятии решений о формировании ОЭЗ делался на активизацию процессов привлечения инвестиционных вложений и инновационных технологий иностранных партнеров, модернизацию производственной деятельности, повышение квалификации трудовых ресурсов.