Современная реформа российского образования: проблемы и пути их решения
Ведение
Актуальность исследования. Надежды на будущее России связаны, прежде всего, с процессами построения демократического правового государства. Именно повышение правовой культуры подрастающего поколения является основой формирования законопослушного гражданина. Поэтому в одобренных правительством РФ «Основных направлениях социально – экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами в формировании личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. В условиях реформирования школьного образования одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является развитие правового образования школьников.
Разработка соответствующего современным образовательным целям правового курса как самостоятельного учебного предмета в общеобразовательной школе определяется тем, что в рамках правовой реформы происходит демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина провозглашаются в качестве высшей ценности общества. Развитию правового демократического общества будет способствовать прежде всего формирование правовой культуры личности, ответственного отношения каждого к закону, развитие правового сознания и мышления школьников. Однако, в сложившейся практике работы школы наблюдается разрыв между возрастанием интереса к правовым знаниям и необходимостью пересмотра целей, содержания образования, в целом, и правового, в частности [15].
В поисках эффективных путей формирования правосознания личности и выработке правового образования педагогическая наука использует опыт прошлого. Понятия и представления правового образования возникли в последние годы и для их глубокого осмысления необходимы историко – педагогические исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки становления и развития правового образования
1.1. Исторический анализ возникновения традиций правового воспитания
1.2. Характеристика правового образования школьников и тенденции его развития
1.3. Этапы развития и современное состояние школьного правового образования в России и за рубежом
Глава 2. Тенденции развития содержания, форм и методов правового образования школьников
2.1. Совершенствование структуры и содержания правового образования
2.2. Генезис тенденций развития форм и методов правового образования и воспитания учащихся
2.3. Опыт реализации правового образования в практике современной школы
Заключение
Библиографический список
список
1 Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С.С. Алексеев. — М.: Норма, 2011. — 336 с.
2 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Высшая школа, 2012. – 559 с.
3 Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева – Новосибирск: Наука, 2013. — 144 с.
4 Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 312 с.
5 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — 170 с.
6 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2012. – 196 с.
7 Бездухов В.П. Изучение ценностных ориентации молодых и опытных учителей / В.П.Бездухов // Информационный бюллетень. Гуманизация образования. — 2013. — № 6. – С.20-23.
8 Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / О.С.Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 2012. — 318 с.
9 Бочарова В.Г. Взаимодействие школы и социальной среды / В.Г. Бочарова // Российская педагогика, 2011 — №10. — С.18-26.
10 Валеева P.A. Личность педагога как главная фигура гуманизации воспитания / Р.А. Валеева //Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. – 2012. — №9. — С.28-31.
11 Виноградов П.Г. О проблемах правового обучения школьников. Ярославский педагог, Вестник, 2013 — №1.-С. 14-18.
12 Вульфов Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов. — М.: Знание, 2011. — 95 с.
13 Головченко A.B. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения / А.В. Головченко. – Киев: Высшая школа, 2012. — 128 с.
14 Голубева Г.А. Понятие правового воспитания. Социально-философский аспект / Г.А. Голубева // Философские науки, 2012. — №1. — С.19-27.
15 3осимовский A.B. Критерии нравственной воспитанности школьников / А.В. Зосимовский // Педагогика. — 2012. — №11. – С.9-12.
16 Иванов A.B
Как отмечал тогдашний нарком просвещения A.C. Бубнов, при его подготовке Сталин «взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение». Одновременно сталинское руководство потребовало резкого усиления идеологического контроля за деятельностью учителей. А. Жданов говорил о необходимости того, чтобы в школах «каждого, кто посмел сказать что- либо (плохое) о Сталине или других вождях, взяли так в работу, чтобы он и не пикнул.. .» Усиление контроля за школой по времени совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., сопровождалось как крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего преподавательского корпуса. Следствием этого стало создание нужной режиму тоталитарной школы.