Система преподавания в средневековых университетах
Введение
Тема данной курсовой работы наиболее актуальна, так как во все времена существовали разные уровни образования. В далекой древности, в раннем периоде жизни человечества процессом образования можно было назвать те передаваемые из поколения в поколение знания о ремеслах, которые со временем преобразовались в более точные науки. С необходимостью систематизировать изучение математических и гуманитарных наук стали появляться и образовательные заведения, в том числе и высшие. Преимущественно в в XI-XII веках в Европе начало свое формирование высшее образование. Основными стали такие формы образования, как университет, который, в свою очередь, стал продолжением существовавших городских и монастырских школ. Университеты оказали наиболее значимое влияние на всю последующую интеллектуальную жизнь европейцев. Благодаря университетской среде в мире появилось огромное количество выдающихся ученых, поэтов, философов. На мой взгляд, университет в средние века - уникальная организация со своей внутренней структурой, иерархией и порядками функционирования.
Для более подробного изучения данной темы были рассмотрены такие источники, как письмо папы Григория I - отражает представление о ненужности образования. Данное письмо принадлежит эпохе раннего средневековья. Также рассуждения Григория I о науках, письмо к епископу, документы по истории университетов Европы XII-XVвв. Были изучены мемуарные источники по истории возникновения университетского образования, во-первых, Петр Абеляр (1079-1142). В своем жизнеописании Абеляр “История моих бедствий” поведал о притягательности новых школ начала XII века, дающих новое «латинское» образование средней и высшей степени, для любознательной молодежи. Автор также поделился в своих трудах о методе обучения в университетах XII века, атмосфере творчества и вместе с тем зависти и враждебности к ним со стороны монастырских школ. Одним из наиболее важных источников для изучения данной темы стала поэзия студентов. Были изучены и разобраны поэтические стихи университетской элиты, в которых излагается мировоззрение студентов тех лет. Также была рассмотрена поэзию вагантов - стихи бродячих школяров, бичующих Рим, воспевающих вино и не платоническую любовь. Поэзия вагантов несет в себе ироничное описание нелегкой студенческой жизни в условиях бедности, лишений и других непременных трудностей обучения.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Средневековые университеты. ……………………………………………………..5
1.1. Возникновение первых университет...…………………………………………... 5
1.2. Парижский университет. …………………………………………………………..7
Глава 2. Содержание и формы университетского образования. …………………………...9
2.1. Структура университетского образования. ……………………………..………..9
2.2. Учебные программы средневековых университетов. …………………..……...12
Заключение …………………………………………………………………………………..15
Список использованных источников и литературы ………………………………………16
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Документ о жизни парижских школяров, около 1220 года
2. Из письма Григория IX от 23 апреля 1231 г.
3. Липатникова Г. И. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. URL: http://nashaucheba.ru/v28112/ (дата обращения: 15.05.2022)
4. Парижский университет — Сорбонна. URL: https://www.unipage.net/ru/university_of_paris (Дата обращения 15.05.2021)
Литература:
1. Андреева О.А. Трактат XIV в. "О похвале клиру" как источник по ранней истории немецких университетов. - Иваново: 1990. - 141 с.
2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
3. Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в средние века. Изд-во «Санкт-Петербургский государственный университет». 2003. - 454 с.
4. Уваров П. Ю. Французская модель университета и «нации». — Екатеринбург, 2008. - 467 с.
5. Глаголева Е. В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М.: Молодая гвардия, 2014. - 318 с.
6. Митькова Н.Д. Некоторые аспекты системы средневекового университетского образования по трактату «О школьной науке» //Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. - 130 с.
7. М.Л. Гаспаров Поэзия вагантов. - М.: Наука, 1975. - 612 с.
8. Бахтин В. Школьная жизнь в Париже в XII веке // Средневековый быт. Л., 1928. - 228 с.
9. Жак Ле Гофф. Рождение Европы. СПб.: Александрия, 2008. - 391 с.
10. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х томах./ Под ред. В.Г. Безрогова и О.И. Варьяш М., 1994.
11. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. — М.: Издательство «Весь Мир», 2001. — 965 с.
В Средневековом университете могли обучаться только мужчины. Женщины получали образование в монастырях, где, как правило, изучали грамматику, рукоделие и катехизис. Поступать в университеты могли мужчины любого возраста, начиная с 14-15 лет . Для поступления необходимо было знать знание латинскую грамматику. Ее будущему студенту было необходимо изучить до поступления в университет — с частными учителями или в грамматической школе. За право учить и сдавать экзамены необходимо было платить не маленькие суммы, поэтому студенты средневековья жили очень бедно. В XVI веке сдать экзамен в Париже на степень магистра искусств стоило 60 ливров, на степень доктора медицины — 880 ливров, доктора богословия — тысячу ливров. Европейские университеты в то время состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. В Средневековье не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. Из трактата «О школьной науке» следует что первой ступенью в образовании является изучение "семи свободных искусств", заключавшиеся в двух циклах - "тривиум" (грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (музыка, арифметика, геометрия, астрономия) . После изучения основ студенту давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. У студентов был выбор изучать теологию, медицину или философию, и после освоения любого из этих предметов их объявляли докторами. Магистр получал право на преподавание в университете, но мог также продолжить обучение на одном из высших факультетов. Обычно на подготовительный факультет принимали в возрасте 14-15 лет. Изучение “свободных искусств” длилось около 6 лет, и получали его где-то к 20-21 годам. Наиболее длительным обучение было на теологическом факультете - 12-15 лет. На остальных факультетах обучение длилось в среднем 7-9 лет.