Эсхатологические идеи древнерусского общества
ВВЕДЕНИЕ
Понимание русской истории и национальных особенностей практически невозможно без погружения в историческую психологию людей и поиска фундаментальных основ сознания прошлых поколений. Эти основы и характеристики могут сильно различаться у народов, но в целом они представляют собой определенное сочетание религиозных и светских принципов, веры и знаний с древних времен до наших дней. Нет никаких сомнений в том, что восточное христианство (православие или православие) сыграло большую роль в истории России. Крещение Руси в 988 году – одна из важнейших вех в истории Русского государства и русского общества, вероятно, гораздо более важная, чем «призвание варягов» или Опричнина Ивана Грозного. Это событие способствовало началу длительного процесса изменений в менталитете славянских народов, населявших древнюю Русь. Не понимая особенностей этого менталитета, почти невозможно проникнуть в мотивы поступков людей прошлых эпох и понять закономерности русской истории. Чтобы решить эти проблемы, мы должны сначала обратиться к одному из важнейших документов древнерусской истории – «Повести временных лет». Этот общедоступный текст, опубликованный в конце 11 века. Составленный в XIX веке монахами Киево-Печерского монастыря, описывает события начальной истории России и становление славянских народов. Из этого источника мы узнаем кое-что о строительстве Киева, принятии христианства князем Владимиром, вражде между его сыновьями и т. д. События, описанные летописцем, являются своего рода отправной точкой для формирования менталитета восточных славян.
Актуальность этой темы исследования заключается в том, что с древних времен человек занимается вопросом о том, что с ним произойдет после смерти и что ожидает мир, в котором он живет. Все религии мира дают некоторые ответы на эти вопросы. Для восточных религий характерны представления о цикличности времени и постоянном возрождении душ, для авраамических религий (христианство, иудаизм и ислам) – вера в посмертное возмездие и загробную жизнь, а также в конец мировой истории «конец света». Этот аспект религиозной веры на протяжении многих веков играл важную роль в развитии культуры разных народов, в том числе русских.
Эсхатология, то есть учение о конце времен, Страшном суде и втором пришествии Христа, является важной частью христианского учения, которое распространилось на Руси после крещения князя Владимира в 988 году. На протяжении всего средневековья русской истории ожидание «конца света», попытки рассчитать время возвращения и размышления о признаках конца времен играли важную роль в формировании мировоззрения людей и, прежде всего, древнерусских книжников. Жизнь каждого человека и историю всех русских народов они рассматривали с эсхатологической точки зрения, и эти идеи нашли отражение в русской средневековой литературе разных жанров: в произведениях, летописях, проповедях, посланиях, публицистических и полемических произведениях и даже в житиях святых.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1. Эсхатологическая проблематика в русской религиозно-философской культуре 6
1.2. Эсхатологические идеи в структуре и генезисе древнерусских синодиков 9
ГЛАВА 2. Эсхатологические идеи в разных сферах культуры Древней Руси 14
2.1. Эсхатологическая символика в языке древнерусских произведений XV века 14
2.2. Эсхатология русской иконописи 18
2.3. Отражение эсхатологии в архитектуре Древней Руси 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. – М.: ИФ РАН, 2005. – 188с.
2. Гранин Р.С. Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к утопизму. Часть 1 / Р.С. Гранин // Пространство и Время. – 2016. – № 3-4(25-26). – С. 149-155.
3. Перевезенцев С.В. Истоки русской души. Обретение веры. X-XVIII вв. М.: Издательство «Э», 2015. – 528 с.
4. Беляков А.А., Белякова Е.В. О пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце XV века// Архив русской истории. 1992. – №1. – С. 7-31.
5. Кожевникова Т.В. Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Сам. гос. пед. ун-т. – Самара, 2005. – 18 с.
6. Дергачева И.В. Древнерусский синодик: исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011. – 398 с.
7. Волкова А.Г. Языковая репрезентация события: Прием перечисления в византийской церковной поэзии // Язык и культура. – 2014. – № 4(28). – С. 5-16.
8. Дергачева И.В. Жанровое своеобразие русских синодиков и западноевропейские параллели // Жанры и формы в письменной культуре средневековья: материалы конф., Москва, 01 сентября – 30 ноября 2002 года. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 81-104.
9. Поучение Владимира Мономаха / подгот. текста О.В. Творогова, пер. и коммент. Д.С. Лихачева // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – Т. 1. – XI-XII вв. СПб.: Наука, 2004. – С. 460.
10. Авдеев А. Г. Из истории русской эсхатологии XV века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal-slovo.ru/history/35316.php
11. Алексеев А. И. Под знаком конца времен. – СПб.: Алетейя, 2002. – 352 с.
12. Дмитриев Л. А. Откровение Мефодия Патарского // Словарь книжников и книжности Древней Руси / ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987. – Вып. 1. (XI – пер. пол. XIV в.). – 412 с.
13. Булгаков Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4, ч. 1. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 592 с.
14. Романова А. А. Эсхатологические ожидания XV в. и записи в пасхалии // Российское государство в XIV–XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева / кол. авт. Институт российской истории РАН. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – С. 217-242.
15. Ужанков А. Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. Монография. – М.: Изд-во Литературного ин-та им А. М. Горького, 2008. – 528 с.
16. Трубецкой, Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе / Е. Трубецкой. – М. : ИнфоАрт, 1991. – 112 с.
17. Еремина, Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания / Т.С. Еремина. – М. : ПрогрессТрадиция, 2002. – 480 с.
18. Волоцкий, Иосиф. Послание иконописцу / авт. предисл. и переводчик со славянского иеродиакон Роман (А.Г. Тамберг) / Иосиф Волоцкий. – М. : Изобразительное искусство, 1994. – 580 с.
19. Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. – М. : Индрик, 2009. – 912 с.
20. Алексеев, С.В. Зримая истина / С.В. Алексеев. – СПб. : Нева; М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 416 с.
21. Иларион (Алфеев), митр. Православие. Т. 2. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2009. – 976 с.
22. Перевезенцев С.В. Роль русского государя в становлении Святой Руси // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2018. – № 2 (7). – С. 52-65.
23. Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. М.: Гнозис, 2014. – 333 с.
24. Лидов А.М. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Феория, 2009. – 352 с.
25. Бродский А.И. Время пресуществления Святых Даров. Киевское богословие и российское просвещение // Вестник СПбГУ. – Серия 17. 2015. Вып. 1. – С. 89-99.
26. Бланк, Ксана. Иеротопия сокровенного града: невидимый Китеж, никоновский Новый Иерусалим и петровский Парадиз // Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2009. – С. 837-845.
Покаяние и милосердие есть основа православной веры – эта мысль находит выражение во всей учительной литературе, начиная с Посланий апостолов. В древнерусской традиции достаточно вспомнить сочинения преп. Феодосия Печерского, свт. Кирилла Туровского, киевского митрополита Никифора, Владимира Мономаха и проч. «Эсхатологический оптимизм» синодичных предисловий, как и в целом средневековой ораторской прозы, определен безусловной надеждой человека на милосердие Божие, воплощенной в евангельских словах «вся, елика аще воспросите в молитве верующе, примете» (Мф. 21:22) и в литургической традиции. Литургическое поминание усопших является центральной частью общей христианской поминальной культуры, включающей в себя также похоронную обрядность и традицию устроения некрополей.