Становление технического и инженерного образования в России в XVIII -начале XX вв
Введение
Актуальность исследования при работе над рефератом «Становление технического и инженерного образования в России в XVIII - начале XX вв.» обусловлена необходимостью научного осмысления философского понимания процесса становления отечественного высшего технического и инженерного образования для понимания его современного состояния и определения перспектив его развития. В результате анализа определены четыре этапа развития: зарождение профессионального технического образования (XVIII в.), становление системы технического образования в России (конец XVIII - 50-е гг. XIX вв.), усиливающаяся централизация управления системой инженерного образования (60-е гг. - середина 90-х гг. XIX в.), приоритетное развитие политехнической высшей школы (вторая половина 90-х гг. XIX в. - 1917 г.). В работе также рассмотрены предпосылки и особенности данных периодов развития образования.
Для понимания современного состояния отечественного высшего технического и инженерного образования, а также определения перспектив развития, представляется важным философское осмысление процесса его становления, выявление факторов, оказавших заметное влияние на разные этапы развития этого процесса, определение его традиционных национальных особенностей.
Цель работы - выявить факторы, оказавшие влияние на становление и развитие отечественного технического и инженерного образования в период XVIII – начало XX вв, определить этапы его развития и основные традиционные особенности подготовки инженеров, сформировавшиеся в России.
Содержание
Введение 2
Раздел 1 Становление технического и инженерного образования в России в XVIII -начале XX вв 4
1.1 Предпосылки и начальный период развития 4
1.2 Развитие технических наук, их связь с инженерной деятельностью 8
1.3 Роль идей и технических знаний в поступательном ходе научной мысли 11
Раздел 2 Особенности современной системы технического и инженерного образования в России 14
2.1 Значение философии в системе технического образования 14
2.2 Подходы к формированию современной модели образования 15
2.3 Необходимость знаний философии в техническом и инженерном образовании 19
Заключение 22
Список литературы 24
Список использованной литературы
1. Бабкин, В.Ф., Перевозчикова Л.С., Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования // Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т. – 2001 – 219 с.
2. Боровков, А.И. Современное инженерное образование: учеб. пособие / А.И. Боровков. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. -80 с.
3. Будник, В.А. История инженерного образования и энергетической техники с древнейших времен до начала ХХ века. Курс лекций / В. А. Будник. - Иваново: Иванов. гос. энергет. ун-т им. В. И. Ленина, 2011. - 140 с.
4. История педагогики и образования: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
5. Глаголев, В.С., Зачем философия инженеру? / В.С. Глаголев, М.В. Силантьева // Полигносис, – 2011, – № 2 (42). – С.157-161.
6. Зеленков М.Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения // Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 84-93
7. Крыштановская, О. В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / О.В. Крыштановская. - М.: Наука, 1989. - 144 с.
8. Кузнецов, В.В. Ведущие ученые России в области теории и методики профессионального образования: учеб. пособие для магистров и аспирантов, докторантов / авт.-сост. В.В. Кузнецов. - М. : Эгвес, 2015. - 94 с.
9. Морозов, В. В. История инженерной деятельности: курс лекций / В.В. Морозов, В.И. Николаенко. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2007. - 336 с.
10. Некрасова, Н.А. Философия техники: учеб. /Н.А. Некрасов, С.И. Некрасов. - М.: МИИТ, 2010. - 164 с.
11. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / А.М. Новиков // Полем. размышления. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. -176 с.
12. Нуруллин, Р.А., Нужна ли философия будущим инженерам // Статья в «Учебник философии»: КГТУ, 2006. – С.141-145.
13. Орешников, И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие / И.М. Орешников. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. -109 с.
14. Сапрыкин, Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д.Л. Сапрыкин // Высш. образование в России. - 2012. - № 1. - С. 125-137.
15. Сапрыкин, Д.Л. История инженерного образования в России, Европе, и США: развитие институтов и количественные оценки /Д.Л. Сапрыкин //ВИЕТ. - 2012. - № 4. -С. 51-90.
16. Семенова, Т.Н., Роль философии в подготовке инженерных кадров ХХI века //«Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2012». – Вып. 1. Том 25. – Одесса, 2012. – С. 86-94.
17. Сенашенко, В.С. Компетентностный подход в высшем образовании: миф или реальность / В. С. Сенашенко, Т.Б. Медникова // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. -С. 34-45.
18. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. - М. : Гардарики, 2006. - 384 с.
19. Тимошенко, С.П. Инженерное образование в России / С. П. Тимошенко // пер. с англ. В.И. Иванова-Дятлова, под ред. Н.И. Шапошникова, предисл. В.Н. Луканина. - Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1997. - 84 с.
20. Чайковская, А. Академия героев. Как Петр I основал первую Военную инженерную школу / А. Чайковская.
21. Чешев, В.В. Техническое знание: моногр. / В. В. Чешев. - Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2006. - 267 с.
22. Шубас, М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс. Стиль мышления, картина мира, мировоззрение / М.Л. Шубас. - Вильнюс: Минтис, 1982. - 173 с.
Все свои проблемы, в действительности, философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь совершенствоваться человеку и выработать мировоззренческие, эстетические установки, духовно-нравственные, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно добиваться успеха и переживать жизненные невзгоды. Именно философия закладывает основы общей методологии профессиональной деятельности. Философы издревле, прежде всего, настаивали на выделении причин тех или иных процессов. Откуда же возникает необходимость преподавания в техническом вузе гуманитарного предмета? Во-первых, гуманитарная наука любая преследует просветительские цели, человек образованный должен видеть себя не просто узким специалистом, но также воспринимать себя в определенном историко-культурном контексте. Во-вторых, студенты технического вуза убеждаются в том, что изучение философии – это отличный повод для знакомства с историей формирования науки в Европе. Создатели самого естественнонаучного знания часто выступали и выступают активными разработчиками новых философских подходов: так, Аристотель, например, систематизировал и обобщил все достигнутые к его времени естественнонаучные знания в великом труде, названном «Физика»; Г. Лейбниц, Р. Декарт и многие другие внесли существенный вклад в развитие и естественнонаучного, и философского знания. Э. Гуссерль, В. Соловьев, П.А. Флоренский и другие начинали с увлечения естественнонаучным знанием и это не помешало перейти к знанию философскому, а затем внести значительный вклад в развитие философии. В-третьих, студент технического вуза именно в процессе изучения философии получает возможность знакомства с «азами» эристики и риторики – искусства грамотного ведения спора и правильного построения речи.