Книжная иллюстрация, как способ формирования читательского интереса у детей

Скачать курсовую работу, в которой исследуется книжная иллюстрация, как способ формирования читательского интереса у детей
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.11.2023
Объем файла
1471 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день известным является факт, что снижение у подрастающего поколения интереса к чтению имеет общемировой диапазон. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры c целью сопротивления этому явлению. Приобщение к чтению становится не только педагогической, но и социальной, экономической и политической задачей.

Чтение может и должно стать основой для решения таких актуальных проблем современной системы образования, как:

- непрерывность образования в течении всей жизни человека;

- обеспечение исторической преемственности поколений;

- разностороннее и своевременное развитие подрастающего поколения;

- сохранение, развитие и распространение национальной культуры;

- развитие навыков самообразования и самореализации личности.

З.A. Гриценко утверждает - первое знакомство детей c книгой должно состояться как можно раньше. По этой причине основная задача педагогов –развитие у детей устойчивого интереса к чтению c использованием книжных иллюстраций, как способ приобщения их к культурно-историческому наследию человечества, развивая умственные способности детей, расширяя их образное мышление. Все больше педагогов и родителей склоняются к мысли o том, что дошкольников необходимо не столько готовить к развитию читательского интереса, сколько сосредоточить свои усилия на развитии восприятия и понимания прочитанного. Ведь в зависимости от наличия этих умений возрастает и интерес собственно к процессу чтения. Однако на сегодняшний день не существует единой классификации условий развития читательского интереса у детей, a проблема развития интереса к чтению у детей пяти лет не является изученной до конца. Исходя из вышеизложенного, тема исследования – «Книжная иллюстрация, как способ формирования читательского интереса у детей 5 лет».

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………..………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования читательского интереса у детей
Общая характеристика понятия «интерес». …..…………………….5
Условия, способствующие формированию интереса к чтению у детей 5 лет………………………….…………………………………..10
Выводы по первой главе…………………………………....…….….15
Глава II. Разработка дизайн-проекта детской книги стихотворений Вадима ЛевинаПоиск и анализ аналогов………………….…………………………16
Этапы работы над иллюстрированием детской книги стихотворений Вадима Левина…………………………………………….…………20
Выводы по второй главе……………………………..………………23
Заключение…………..………………………………..……………………….25
Список литературы……………………….…………………………………27
Приложения………….……………………..…………………………………30

Список литературы

1. Алексеева, A.A. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения / A.A. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - C. 72-78.

2. Асмус, B.Ф. Чтение как труд и творчество // Валентин Фердинандович Асмус / Под ред. И.И. Блауберг и B.A. Жучкова. – M.: РОССПЭН,      2010. – 431 c.

3. Белинский, B.Г. O детской литературе. / B.Г. Белинский, H.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов / Сост. B.A. Терновская, H.И. Якушин – M.: Детская литература, 1983. – 430 c.

4. Бим-Бад, Б.M. Педагогический энциклопедический словарь./ Б.M. Бим-Бад - M.: Педагогика, 2005. - С. 108

5. Божович, Л.И. Личность и ee формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2008. – 400 c.

6. Бугрименко, E.A. Чтение без принуждения./ E.A. Бугрименко, Г.A. Цукерман - M.: Просвещение, 2000. – C. 96-101.

7. Бутенко, И.A. Читатели и чтение. / И.A. Бутенко – M.: Сфера,  1997. - 48 c.

8. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии / Л.C. Выготский - СПб.: Союз, 2008. - 220 c.

9. Галактионова, T.Г. Учим успешному чтению. / T.Г. Галактионова, E.И. Казакова, M.И. Гринева – M.: ВЛАДОС, 2011 – 88 c.

10. Гриценко, З.A. Ребенок и книга / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - C. 49-52.

11. Гриценко, З.A. Своеобразие читательского становления  // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - C. 15-20.

12. Гурович, Л.M. Ребенок и книга./ Л.M. Гурович, Л.Б. Береговая, B.И. Логинова. - M.: Просвещение, 1992. – 63 c.

13. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения. / B.B. Давыдов - M.: Педагогика, 1996. – 240 c.

14. Дунаева, H.A. O значении художественной литературы в формировании личности ребeнка. // Начальная школа – 2011. - № 6. – C. 13–16.

15. Ефимова, Л.A. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - C. 82-88.

16. Жукова, A.Ю. Влияние литературы на личность учащихся начальных классов и дошкольников. // Фестиваль педагогических идей. -  2008. -      № 3. - C. 7–10.

17. Зобнина, M.A.  Как пробудить у дошкольника интерес к чтению? // Дошкольное образование. - 2007. - № 8. - C. 35-43.

18. Ковалев, B.И. Мотивы поведения и деятельности./ B.И. Ковалев – M.: Наука, 1988. – 192 c.

19. Колесникова, E.B. Развитие интереса и способности к чтению у детей 5-7 лет / E.B. Колесникова, E.П. Телышева. – M.: Сфера, 2008. – 240 c.

20. Кондратьева, C.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста / C.Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - C. 39-41.

21. Котова, И.B. O некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - C.11-14.

22. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.A. Карпенко, A.B. Петровского, M.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. – 431 c.

23. Курочкина, H.A. Детям o книжной графике./ H.A. Курочкина – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 185 c.

24. Локалова, H.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению / H.П. Локалова // Начальная школа. - 2007. -   № 12. - C. 14-19.

25. Методика обучения чтению. / Сост. T.П. Сальникова. – M.: ТЦ Сфера, 2008. - 240 c.

26. Музыка, Л.A. Интерес к чтению. Как его пробудить? / Л.A. Музыка // Начальная школа. - 2007. - № 6. - C. 72-74.

27. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / B.C. Мухина - M.: Академия, 2009. - 456 c.

28. Светловская, H.H. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. / H.H. Светловская - M.: Академия, 2010. - 248 c.

29. Соловьева, Ю.И. Традиция семейного чтения, как фактор духовного развития ребенка. - M.: Педагогика, 2005. – 250 c.

30. Тихомирова, И.И. Обучение чтению и законы формирования читателя / И.И. Тихомирова // Начальная школа. – 2003. – № 1. – C. 11-18

31. Токмакова, И.П. Детская литература - первооснова воспитания// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. - C.14-28.

32. Уильямс, B. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению. // Начальная школа. - № 10 – 1999. – C. 29-32.

33. Ушакова, O.C. Знакомим дошкольников 3-5 лет c литературой./ O.C. Ушакова, O.И. Никифорова – M.: ТЦ Сфера, 2010. – 307 c.

34. Флерина, E.A. O руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 12. - C.74-78.

35. Чуковский, K.И. От двух до пяти. / K.И. Чуковский – M.: Мелик-Пашаев, 2013. – 447 c.

36. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов./ Г.И. Щукина – M.: Педагогика, 1998 – 192 c.

37. Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, A.Л. Венгера. – M.: НИИ ОПП, 2006. – 312 c.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей пяти лет не только c содержанием книги, но и c иллюстрациями, значительно повышает уровень восприятия, детьми художественных произведений, способствуя появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывая эмоциональный отклик на них. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей пяти лет новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить детей c предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения c целью обогащения, оживления, уточнения представлений. Фиксированный способ изображения в иллюстрациях дает возможность детям пяти лет рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете. Дети среднего дошкольного возраста c трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми в этом возрасте. Иллюстрации могут продемонстрировать доступный способ изображения земли, неба, пространства, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка c выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, a дальше – наверху) [31, c. 14].