Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике

Скачать курсовую работу, в которой исследуются рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.11.2023
Объем файла
1136 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На пороге ХХI века в России начался переход к рыночной экономике. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием рыночных структур, которые отличаются между собой. Под структурами рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Чтобы определить объем продаж, при различных уровнях цен, а также, как конкурирующие фирмы будут вести себя под влиянием предпринятых шагов, помогают знания о рыночных структурах.
Актуальность данной темы заключается в вопросе о теоретическом объяснении изменений в экономике так как Россия находится в постоянном развитии, а следовательно рыночные отношения тоже развиваются. В первую очередь и в целом развитие экономики страны зависит от уровня развития определенных рынков и отраслей. Ключевым фактором, определяющим состояние и структуру отраслевого рынка, является рыночная власть. Масштаб рыночной власти фирмы определяет степень ее воздействия на рынок в целом. Высокая степень рыночной власти подразумевает большие возможности для влияния на рынок, а также зависимость рынка от произвола компании. Такая ситуация, в свою очередь, может привести к нарушению интересов других участников рынка и подорвать основы рыночных форм взаимоотношений. С другой стороны, рыночная власть позволяет накапливать ресурсы для дальнейших инвестиций в производство, что способствует развитию инноваций и экономическому росту, внедрению прогрессивных разработок и техническому прогрессу и в конечном итоге приводит к благосостоянию населения в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

1 Рыночные структуры: теоретические основы………………………… 5

1.1 Критерии классификации рыночных структур………………...….                                5

1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция, их особенности… 9

2 Рыночная власть в Российской экономике…………………………..   18

2.1 Современные формы рыночной власти…………………………   18

2.2Меры государства, направленные на предотвращение антиконкурентных практик……………………………………………………...                                                               23

Заключение………………………………………………………………...   25

Список использованной литературы……………………………………...                                                                      26

Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ
2. Гуреев П.М Экономическая теория Краткий конспект лекций Часть 2 : (СЭБ)/ Кощеева Е.О -2020-с.197
3. Жигулина М.А Экономика отрасли: Учебное пособие (СЭБ) /Цырульник Р.П -2020 – с.102
4. Прокопенко Л.К. Микроэкономика: Учебное пособие (СЭБ)/ Прокопенко Л.К -2016 – с.211
5. Микроэкономика: учеб. пособие (СЭБ)/ Севастьянова Е.П, Малинова Т.П, Кузьмина Н.Н, Кузьмин Д.И, Таненкова Е.Н -2020. - c.208
6. Головина И.В Бизнес-экосистема как новая форма рыночной власти: Т.Я. Александрова, Головина И.В // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право управление. 2022-№5-с.5-10
7. Наумова А.С.  Анализ экосистем российской федерации: Наумова А.С. // Экономика и бизнес: теория и практика. Москва-2021.-с.4
8. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад Банка России для общественных консультаций. Москва-2021.-с.46
9. Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы: Доклад Банка России для общественных консультаций. Москва- 2021- с.33 
10. Экосистема «Сбер». [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://www.sberbank.com/ru/eco] 
11.Федеральная Антимонопольная служба/. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fas.gov.ru/
12. Цифровые гиганты могут подменить собой госплан. Обсуждение на конференции «Ведомостей». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/15/816366-tsifrovie-giganti-podmenit
13. Что такое экосистема в бизнесе и зачем она нужна. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 

 

Какие бывают экосистемы? Аналитики выделяют два основных типа экосистем. Первый из них строится вокруг решений: участники создают или предоставляют пользователю продукт за счет координации разных компаний. Второй тип — это экосистемы транзакций. Они связывают участников и потребителей через общую (как правило, цифровую) платформу. К этому типу относятся в том числе экосистемы «Сбера» и «Яндекса». [6,8] Развитие рынков с участием цифровых платформ, таких как социальные сети, маркетплейсы, операционные системы, агрегаторы и др., ставит непростые вопросы в сфере конкурентной политики. Традиционные подходы не всегда позволяют корректно определить границы рынка, установить наличие или отсутствие нарушений и предсказать последствия сделок по слиянию и поглощению. Рост доли экосистемы на рынках оказываемых ею услуг является закономерным, учитывая мощные конкурентные преимущества, которые лежат в основе ее бизнес-модели. В результате часть неплатформеннных участников будет вынуждена покинуть рынок. Так проявляет себя «созидательное разрушение», когда слабые игроки уступают место на рынке более сильным и более эффективным – экосистеме. Пользователи выигрывают от роста экосистем – они получают необходимые им услуги бесшовно и практически без затрат как времени, так и ментальных усилий. Главная проблема в том, что экосистема сознательно замыкает пользователей на себе. Поэтому менее крупные и новые игроки, ряд которых могли бы быстро вырасти и стать сильными конкурентами экосистемным бизнесам, повышая качество и ценность предложения для потребителей, столкнутся с проблемой – у них будут сложности с доступом к этим самым потребителям. Такое трудно представить в традиционной экономике, но в цифровой, где клиенты «обитают» на цифровой платформе экосистем, доступ к покупателю, находящемуся внутри экосистемы, для других игроков оказывается проблемой. [13]