Экономическая безопасность регионов Арктической зоны Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние глобальной экономики характеризуется сменой долговременных стратегических приоритетов, что в первую очередь связано с усилением значения национальных интересов и национальной экономической безопасности. В значительной мере это объясняется такими негативными процессами, как возникновение многочисленных очагов напряженности и рост слабоконтролируемой миграции. В этих условиях доминировавшие почти тридцать лет транснациональные корпорации будут постепенно модернизировать инструменты своего влияния и, в определенной мере, утрачивать позиции.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Природные ресурсы Севера и Арктики играют ключевую роль в удовлетворении потребности экономики страны во многих стратегически важных видах сырья и топлива, которые не имеют альтернативы их получения в других регионах. Достаточно развитые (в отдельных регионах Севера) производственные комплексы и инфраструктура (транспортные коммуникации, энергетические сети, газо- и нефтепроводы, телекоммуникации), включая наличие открытых для Мирового океана морских портов (в западной части –– незамерзающих), трансграничных транспортных коридоров, позволяют активно участвовать в национальном и мировом экономическом процессе.
Несмотря на значение Севера и Арктики для мирового сообщества, и нашей страны, в России эта часть территории остается остропроблемной зоной. Это обусловлено, во-первых, сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах, во-вторых, отсутствием научно обоснованной, системной и дифференцированной федеральной политики в отношении Севера России, которая неадекватна возрастающей роли Севера в развитии страны и не учитывает в достаточной степени специфику и интересы северных регионов, в-третьих, недостаточно тщательно проработанной, базирующейся на научной основе собственной социально-экономической политикой северных регионов, отсутствием, во многих случаях, активной позиции регионов по четкому формулированию и отстаиванию интересов населения северных территорий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы и особенности обеспечения экономической безопасности регионов Арктической зоны Российской Федерации. 5
1.1. Критерии, принципы и нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности. 5
1.2. Ресурсы регионов Арктической зоны Российской федерации и особенности развития. 9
1.3. Стратегические направления развития регионов Арктической зоны Российской Федерации. 17
2. Анализ и оценка уровня развития экономической безопасности регионов Арктической зоны Российской Федерации. 23
2.1. Современные тенденции в развитии регионов Арктической зоны Российской Федерации. 23
2.2. Оценка уровня экономической безопасности регионов Арктической зоны Российской Федерации. 27
2.3. Анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности регионов Арктической зоны Российской Федерации. 39
3. Совершенствование экономической безопасности регионов Арктической зоны Российской Федерации 42
3.1. Современные проблемы и направления развития регионов Арктической зоны Российской Федерации. 42
3.2. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности регионов Арктической зоны. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, № 12, 1994. С. 5
2. Арктика ждет высокой цены на нефть и развития технологий [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4122247 (дата обращения: 23.08.2017)
3. Баранов С. В., Скуфьина Т. П. Сравнительная динамика экономического роста и межрегиональная дифференциация Российского Севера // Вопросы статистики. 2015. № 11. С. 69–77.
4. Басангова К. М., Хулхачиева Э. П. Система экономической безопасности северных регионов Российской Федерации. Социально-экономические и экологические основы безопасности северных регионов России. Коллективная монография. СПб.: Изд-во «Лема». 2012. 193 с.
5. Богачев В. Ф. Национальные интересы России в концепции геополитического развития Арктики / В. Ф. Богачев, Т. Н. Мотина // Геополитика и безопасность, 2015. № 2. С. 83–87.
6. Брычков А. С., Никоноров Г. А. Арктика в системе угроз национальной и военной безопасности России // Проблемы безопасности российского общества. 2014. № 3. С. 22–29.
7. Васильев В. В., Селин В. С. Методология комплексного природохозяйственного районирования Северных территорий и Российской Арктики. Апатиты: Изд. Кольского научного центра, 2013. 260 с.
8. В Минэнерго России назвали Арктику стратегическим потенциалом России, будущим нефтедобычи и газодобычи URL: http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201703270901-e7k6.htm В поисках энергии. Альтернативные источники углеводородов. URL: http://vseonefti.ru/neft/vpoiskah-energii.html
9. Вызовы и угрозы национальной безопасности в Российской Арктике. Научно-аналитический доклад. Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2017. – 53 с.
10. Гасникова А.А. Некоторые вопросы развития альтернативной энергетики в регионах Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2013. - №4 – С.51-56.
11. Глазова Л. Все путем. Северным Морским. URL: http://mbsz.ru/?p=92802014 Гольдберг О. Северный путь развития.// Морские вести России. № 15. 2015.
12. Гулиев И. А., Мустафинов Р. К. Оценка влияния санкций на нефтегазовые компании России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 5. С. 41–45.
13. Евдокимов Г. П. Освоение арктических месторождений и развитие судоходства по Северному морскому пути // Г. П. Евдокимов, Н. А. Высоцкая, И. И. Костылев // Морской сборник, 2014. № 6. С. 59-64.
14. Жуков М. А. Что должно стать основным содержанием Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» URL: http://arcticregion.ru/index.php/arkticheskoezakonodatelstvo/25-chto-dolzhno-stat-osnovnym-soderzhaniem-federalnogo-zakona-ob-arkticheskoj-zonerossijskoj
15. Зерщикова Н. И. Проблемы и перспективы применения соглашений о разделе продукции при освоении арктического шельфа // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2017. № 1. С. 48–157.
16. Золотокрылин А. Н., Кренке А. Н., Виноградова В. В. Районирование России по природным условиям жизни населения. М.: ГЕОС, 2012. 156 с.
17. Ивашов Л. Г. Геополитическое значение Северного морского пути // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика – 2015»: VI Всероссийская морская научно-практическая конференция: материалы конференции, Мурманск, 13–14 мая 2015 г. / ред. кол.: Козьменко С. Ю., Селин В. С., Щеголькова А. А. Мурманск: Изд-во МГТУ. 2015. 261 с.
18. Ильинский А. А., Миацаканян О. С., Черсковицин А. Е. Нефтегазовый комплекс СевероЗапада России. Стратегический анализ и концепция развития. СПб.: Наука, 2006. 476 с. Информационное агентство Регионы Арктической зоны РФ 17.02.2016. URL: http://www.arctic-info.ru/encyclopedia/countries-and-regions/regiony-arkticheskoy-zony-rf/
19. Катышева Е. Г. Экономические проблемы импортозамещения при освоении углеводородных ресурсов северных территорий России // Арктика: История и современность: Труды международной научной конференции. 20-21 апреля 2016 г. Санкт-Петербург / отв. ред. д.и.н., проф., С. В. Кулик. М.: Издательский дом «Наука», 2016. 532 с.
20. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Особенности разграничения морского пространства Арктики // Морской сборник, 2014. № 5. С. 41–45.
21. Козьменко С. Ю. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (1910–1915 годы). Великое географическое открытие и судьба Бориса Вилькицкого // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика – 2015»: VI Всероссийская морская научно-практическая конференция: материалы конференции, Мурманск, 13–14 мая 2015 г. / ред. кол.: Козьменко С. Ю., Селин В. С., Щеголькова А. А. Мурманск: Изд-во МГТУ. 2015. 261 с.
22. Коновалов А. М. Транспортная инфраструктура российской Арктики: проблемы и пути их решения // Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А. В. Загорский. М.: ИМЭМО РАН, 2011.
23. Кузнецов В. П., Чурбанова Е. С. Влияние санкций на промышленность России: оценка и последствия // материалы III Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы» (Нижний Новгород, 26–28 мая 2015 г.). Нижний Новгород. Изд. Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, 2015. С. 167–170.
24. Лаженцев В. Н. Социально-экономические проблемы Севера России // ЭКО, 2010. С. 40–53.
25. «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296
26. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683
27. «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208
28. Победоносцева Г. М., Победоносцева В. В. Социально-экономическое развитие регионов Севера при реализации нефтегазовых инвестиционных проектов // Научное обозрение. № 8. 2014. Ч. 1. Москва. С.404. Попов В. А. Перспективы развития портов Арктики и Северного морского пути сайт журнала «Наука и транспорт» URL: http://www.rostransport.com/transportrf/pdf/32-33/12.pdf
29. Российская Арктика: современная парадигма развития. Под ред. Татаркина А. И. СПб.: Нестор-История, 2014. 843 с.
30. Север и Арктика в пространственном развитии России: науч.-аналит. доклад. М.: Апатиты; Сыктывкар: Изд. Кольского науч. центра РАН, 2010. 213 с.
31. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Научно-аналитический доклад / под науч. ред. д.э.н, проф. В. С. Селина, д.э.н., проф. Т. П. Скуфьиной, к.э.н., доц. Е. П. Башмаковой, к.э.н., доц. Е. Е. Торопушиной. Апатиты: КНЦ РАН, 2016.
32. Селин В.С. Промышленный комплекс Севера после санкций // Инновации, 2015. № 7. С. 90–95.
33. Селин В. С. Взаимодействие хозяйственных и оборонных интересов в арктических акваториях / В. С. Селин, С. Ю. Козьменко //Вестник Кольского научного центра РАН, 2012. № 3(10). С. 34–40. Селин В. С. Арктические коммуникации и региональные геополитические приоритеты экономического развития России / В. С. Селин, С. Ю. Козьменко, Л. В. Геращенко // Геополитика и безопасность, 2012. № 2(18). С. 94–102.
34. Селин В. С., Цукерман В. А., Виноградов А. Н. Экономические условия и инновационные возможности обеспечения конкурентоспособности месторождений углеводородного сырья арктического шельфа. – Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2008. 267 с.
35. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня, № 8, 2007. С. 24–28.
36. Смирнов А.А.. Головинский С. А. Перспективы развития Северного морского пути. //Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014 Совместные испытания технологии с АНК «Башнефть» [Электронный ресурс]. URL: http://perfobur.com/news/sovmestnyie-ispyitaniya-texnologii-s-ank-bashneft.html (дата обращения: 29.08.2017)
37. Современные проблемы и перспективы развития арктического газопромышленного комплекса. Под ред. Козьменко С. Ю., Селина В. С. Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2017. (с. 44). 228 с.
38. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» Указ Президента РФ от 20 февраля 2013 г. об утверждении
39. «Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года» Утверждена постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 22 июня 2010 года № 134-сд.
40. «Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. № 839.
41. «Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года» Утверждена Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа 16 июля 2014 года № 290-рп.
42. «Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г.» распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2010 г., №-2205-р
43. 279 с. Туинова С. С. Сценарный прогноз развития альтернативной энергетики Севера России // Вестник Кольского научного центра РАН 2013 г. № 2(13). С. 109–114. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-prognoz-razvitiya-alternativnoy-energetiki-severa-rossii
44. Ульченко М. В. Анализ экономической безопасности европейской части Севера РФ// Север и рынок: формирование экономического порядка, 2014. № 6(43). С. 59а–64.
45. Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» (утратил силу в
46. 2004 г.)
47. Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
48. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
49. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
50. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Характеристика Арктической зоны как объекта хозяйственного освоения. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/8264.pdf/download/8264.pdf
51. Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Оценка финансово-экономической и инновационной деятельности промышленных предприятий Арктики минерально-сырьевой направленности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 4 (47). С. 71–86.
52. Цукерман В. А., Козлов А. А. О политике импортозамещения промышленного производства Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 1. С. 113–121.
53. Цукерман В. А. О стратегии инновационного развития регионов Севера, связанных с освоением морских ресурсов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 2 (28). С. 69–72.
54. Цукерман В. А. Инновационное промышленное развитие как основа комплексного управления экономикой Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 2 (49). С. 94–105.
55. Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Добыча и переработка минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации как основа экономической безопасности страны // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2016. Ч. 3. С. 800–805.
56. Ченских Н. А. Транспортные пути Арктики: подходы России и США // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 116–120.
57. Чижиков Э. Н., Лукин В. Н. Экономическая безопасность российской Арктики: проблемы и решения/ Журнальный клуб Интелрос Credo New № 4, 2016 URL:
58. Экономические исследования в Кольском научном центре РАН. Ред. коллегия Селин В.С., Елохин В.Р. и др. Апатиты: КНЦ РАН, 2002. 75 с.
59. Экономическая безопасность и снижение неравномерности пространственного развития российского Севера и Арктики / под науч. ред. д.э.н. В. С. Селина, к.э.н. Е. П. Башмаковой. Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2012. 232 с.
60. Юнтунен А., Хейсканен Е. Арктические вызовы для России. Северный морской путь –– фарватер геополитической революции. URL: http://ru.exrus.eu/Arkticheskiye-vyzovy-dlya-RossiiSeverny-morskoy-put-farvater-geopoliti-id547c5292ae20154269130713
Необходимо отметить негативные тенденции в распределении общего объема денежных доходов населения. Так, например, в 2015 г. в РФ распределение общего объема денежных доходов населения по 20-ти процентным группам населения показало, что среднедушевой доход у регионов Севера и Арктики был ниже, чем в среднем по стране, а коэффициент Джини составил 0,41373. Рост материальной дифференциации населения по доходам, повышение уровня бедности формируют серьезную угрозу национальной безопасности, затрагивая не только отдельные семьи, но и общество в целом. Недостаточно эффективная деятельность государства в направлении уменьшения социального неравенства, отсутствие результативных реформ и нечеткое определение приоритетов влекут углубление расслоения общества. Таким образом, проведенный анализ основных показателей, обусловливающих социально-экономическую дифференциацию регионов Арктической зоны, свидетельствует о том, что потенциал северных регионов распределен в территориальном пространстве неравномерно, характеризуется наличием масштабных разрывов производственного, коммерческого, финансового и инвестиционного плана. Причем можно утверждать, что разнонаправленные тенденции развития регионов способствовали дальнейшему усилению региональных различий в уровне социально-экономического развития и, соответственно, уровне жизни населения. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечено, что одной из главных угроз национальной безопасности в экономической сфере является неравномерное развитие регионов. Основными причинами пространственной дифференциации являются природно-климатические факторы, неравномерное распределение трудовых ресурсов, недостаток финансовых средств в центрах реального роста, недостаточное развитие транспортных коммуникаций и др. В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, проведение политики снижения неравномерности развития и обеспечения экономической безопасности проводится с помощью региональной политики. Однако в отличие, например, от стран ЕС, проводимая региональная политика направлена на устранение диспропорций в развитии регионов, никак не стимулируя экономический рост, что порождает "иждивенческие" настроения у жителей одних –– более бедных регионов и вызывает негодование у других –– более благополучных регионов. Поэтому целесообразным представляется, при проведении региональной политики, как основной меры по устранению территориальных диспропорций и повышению уровня экономической безопасности, использование зарубежного опыта стран ЕС.