Статистическое изучение объема, структуры и динамики объема основных показателей в сфере туризма в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование в России конкурентоспособной сферы туризма требует подготовки высококвалифицированных кадров с новым образом мышления и поведения. В его становлении большая роль отводится статистике туризма. В информационную эпоху статистика туризма является важнейшим источником аналитической информации о сфере туризма и одновременно инструментом функциональной диагностики. Это своеобразное зеркало, в котором отражается сфера туризма во всей ее многогранности и динамизме иногда в целом, иногда по отдельным составным элементам. Особенно велика роль информации в управленческой деятельности в сфере туризма, в процессе принятия адекватных решений на всех уровнях - от отдельных предприятий туристской индустрии до органов государственного регулирования туристской деятельности в регионах и стране в целом. Актуальность изучения «Статистики туризма» как учебной дисциплины обусловлена тем, что она прививает будущим менеджерам на предприятиях туристской индустрии, работникам туристских администраций знания, навыки и умения в области прикладного экономико статистического анализа, использования статистической информации при принятии управленческих решений. Методы статистики широко применяются в организации туристской деятельности, туристско-рекреационном проектировании, туристском менеджменте и маркетинге, других областях практической и исследовательской деятельности. Освоение учебной дисциплины «Статистика туризма» является непременным условием качественного исполнения должностных обязанностей на любом квалификационном уровне и карьерного роста в сфере туризма.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Методологические основы изучения объема, структуры и динамики основных показателей в сфере туризма РФ 5
1.1. Система показателей изучения основных показателей в сфере туризма 5
1.2. Методы изучения основных показателей в сфере туризма 7
1.3. Информационная база изучения основных показателей в сфере туризма 10
Глава 2. Статистический анализ основных показателей в сфере туризма 12
2.2. Анализ динамики числа российских туристов, отправленных туристскими фирмами в зарубежные туры 12
2.3. Изучение структуры и происходящих структурных сдвигов числа российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры по России 14
Глава 3. Статистические методы выявления основной тенденции и изучения взаимосвязи между показателями 17
3.1. Выявления основной тенденции изменения числа российских туристов, отправленных туристическими фирмами в зарубежные туры 17
3.2. Изучение зависимости между показателями 19
Заключение 22
Библиографический список 23
Приложение 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бараз В.Р. Использование MS Excel для анализа статистических данных : учеб. пособие / В. Р. Бараз, В. Ф. Пегашкин; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. техн. ин-т (филиал). − 2-е изд., перераб. и доп. − Нижний Тагил : НТИ (филиал) УрФУ, 2014. – 181 с
2. Салин В.Н. Статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.: КноРус, 2019 – 292 с. – (Среднее профессиональное образование)
3. Статистика. Практикум – Приложение: Тесты: учебное пособие / Гладун И.В. – Москва: КноРус, 2020. – 252 с.
4. Общая теория статистики: Учебное пособие / С.Н. Лысенко, И.А. Дмитриева. – Изд., испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 2019 с.
5. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г.Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г.Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017 – 355 с.
6. Российский статистический ежегодник 2021 г. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/year2021.rar
7. https://edu.russia.travel/upload/books/2017/Statistika_turizma.pdf
Подбор аналитического уравнения при помощи Мастера диаграмм MS Excel показывает, что наилучшим образом динамику показателя описывает параболическая модель (полином 2-го порядка). Все другие модели имеют коэффициент детерминации < 0,25. Увеличение порядка полинома так же не ведет к существенному росту коэффициента детерминации. Таким образом, параболическая модель является оптимальной. Однако, прогноз при помощи такой модели может иметь низкую достоверность, т.к. при увеличении фактора времени в какой-то момент величина результативного показателя может принять отрицательное значение. В данной главе рассматривается зависимость числа российских туристов, отправленных российскими фирмами в зарубежные туры (тыс.чел.) от величины потребительских расходов в среднем на душу населения (руб. в месяц). Анализ ведется по регионам РФ за 2019 г. Анализ за 2020 г. может быть не очень показательным, т.к. в 2020 г. существовали не только материальные ограничения. Исходные данные представлены в приложении. На рисунке представлено поле корреляции между показателями.