Система образования РФ и её реформирование
Введение
Актуальность темы. В современных условиях, совершенствование системы образования становится как задачей Правительства, так и площадкой для многопланового партнерства федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, студентов и их семей, государственных и частных учебных заведений, профессионального преподавательского сообщества, потенциальных работодателей, общественных и религиозных объединений. На протяжении последних десятилетий в России активно проводится реформа образования. Стоит отметить, что нет такой сферы, которую бы не затронули нововведения. Реформирование российского образования является неотъемлемой частью перестройки всех систем общества. Для того чтобы определить контуры образовательной системы, важным представляется рассмотрение реформы образования на всех ее уровнях. Главной задачей, является изучение таких уровней образования, как основное общее и среднее общее, которые оказывают значимое влияние на состояние системы образования и становление личности в обществе. Эти уровни общего образования закладывают основы общеобразовательной подготовки, направлены на развитие личности, осознанного выбора профессии, формируют и стимулируют способность заниматься самообразованием.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации 5
1.1 Общая характеристика системы образования 5
1.2 Система образования в России 9
Глава 2. Основные направления реформирования системы образования РФ 12
2.1Система образования РФ и её реформирование 12
2.2 Общие направления реформирования государственных образовательных учреждений 23
Глава 3. Анализ системы образования в Республике Тыва 30
3.1 Меры государственной поддержки образования 30
3.2. Совершенствование управления системой образования в 39
Республике Тыва 39
Заключение 44
Список литературы 46
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2009. -№ 4. - Ст. 445.
2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 150.
3. Указ Президента РФ от 04.03.2010 № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 10. - Ст. 1057.
4. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 21. - Ст. 2603.
5. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»// Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 10. - Ст. 1377.
6. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы»// Собрание законодательства РФ. – 2006. -№ 2. - Ст. 186.
7. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 26. - Ст. 2670.
8. Распоряжение Правительства РФ от 12 января 2005 года № 16-р «Перечень образовательных учреждений» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 3. - Ст. 218.
9. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2019 № 163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2015-2019 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2018. -№ 9. - Ст. 1255.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2016 г. № 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Вестник образования России. – 2016. - № 18.
Научная и учебная литература:
1. Андреев, А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А. Л. Андреев. — 6-е изд. — Спб : СпбГу, 2017. — 378 c. — Текст : непосредственный.
2. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко-педагогической и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов. 2017. — 304 с. — Текст ; непосредственный.
3. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская. — СПб : Питер, 2015. — 278 c. — Текст : непосредственный.
4. Братановская, М. С. Общественная система управления образованием: правовые основы организации и деятельности / М. С. Братановская. — 3-е изд. — Саратов : , 2019. — 60-63 c. — Текст : непосредственный.
5. Бурлакова, И. И. Управление качеством образования как объект правового регулирования / И. И. Бурлакова. — 2-е изд. — : , 2018. — 18-23 c. — Текст : непосредственный.
6. Бельчик, Т. А. Экономика труда: учебное пособие / Т. А. Бельчик. — Кемерово : , 2019. — 234 c. — Текст : непосредственный.
7. Дедова, Е. М. К вопросу моделирования системы управления развитием образования на муниципальном уровне / Е. М. Дедова. — 1-е изд. — : , 2017. — 115-117 c. — Текст : непосредственный.
8. Зубкова, И. А. Федеральный образовательный стандарт для старших классов: продолжаем обсуждать / И. А. Зубкова. — 6-е изд. — : , 2017. — 115-117 c. — Текст : непосредственный.
9. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. — Москва : , 2019. — 434 c. — Текст : непосредственный.
10. Евдокимова, В. В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования / В. В. Евдокимова. — 8-е изд. — : , 2018. — 32-39 c. — Текст : непосредственный.
11. Звенигородская, Н. Ф. Управление объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами) в сфере образования / Н. Ф. Звенигородская. — 2-е изд. — : , 2015. — 83-88 c. — Текст : непосредственный.
12. Ковалёва, Г. С. Состояние российского образования / Г. С. Ковалёва. — 2-е изд. — : , 2015. — 80-88 c. — Текст : непосредственный.
13. Колесников, В. Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В. Н. Колесников, И. В. Кучер. — 6-е изд. — : , 2014. — 90-106 c. — Текст : непосредственный.
14. Кузьменко, Н. Е. О модернизации образования в России / Н. Е. Кузьменко. — 3-е изд. — : , 2015. — 107-116 c. — Текст : непосредственный.
15. Кожевников, О. А. Проблемы несовершенства правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере образования / О. А. Кожевников. — 10-е изд. — : , 2017. — 4-10 c. — Текст : непосредственный.
16. Кормухина, А. В. Юридическое образование и наука / А. В. Кормухина. — 3-е изд. — : , 2018. — 18-20 c. — Текст : непосредственный.
17. Кананыкина, Е. С. Разграничение полномочий в сфере управления образованием в Германии / Е. С. Кананыкина. — 4-е изд. — : , 2017. — 529 c. — Текст : непосредственный.
18. Кирилловых, А. А. Законодательство об образовании: современная действительность и концептуальное развитие / А. А. Кирилловых. — 5-е изд. — : , 2017. — 329 c. — Текст : непосредственный.
19. Кукина, С. Л. Горизонты модернизации образования / С. Л. Кукина. — : , 2018. — 570 c. — Текст : непосредственный.
20. Ковальчук, О. В. Методологические аспекты оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образованиях / О. В. Ковальчук. — 6-е изд. — : , 2017. — 80-88 c. — Текст : непосредственный.
21. Кричевский, В. Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России / В. Ю. Кричевский. — 3-е изд. — : , 2017. — 7-14 c. — Текст : непосредственный.
22. Микерова, Г. Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г. Г. Микерова. — 4-е изд. — : , 2017. — 15-21 c. — Текст : непосредственный.
23. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., 2020. 634с. — Текст : непосредственный.
24. Регион: Управление образованием по результатам: Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. М., 2018. 480с. — Текст : непосредственный.
25. Соколова, Е.В.Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84. — Текст : непосредственный.
26. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. М., 2017. 438с. — Текст : непосредственный.
27. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М., 2015. 433с. — Текст : непосредственный.
28. Шлыкова Е.В. Правовое обеспечение и основные аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в России и зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 2018. № 1. с. 15-21. — Текст : непосредственный.
29. Яковлева, Л.Р. Управление системой образования на уровне муниципального района / Л.Р. Яковлева // Белгородский экономический вестник. 2019. № 2 (86). С. 124-133. — Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва URL: https://krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 08.05.2022).
2. Официальный сайт Министерства образования Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: http://monrt.rtyva.ru/index.php/ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
3. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения:10.05.2022).
В 2021 г. работы продолжаются - открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» с получением соответствующего оборудования в 42 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, что позволит охватить 8400 обучающихся. На данные мероприятия предусмотрены средства в размере 46,9 млн. руб. Осталось доставить 3D принтеры и шахматы. В связи с созданием дополнительных мест в образовательных учреждениях ведется строительство 2 школ в:
- с. Ак-Эрик Тес-Хемского кожууна на 176 мест с общей площадью более трех тысяч квадратных метров. На строительство в 2019 г. заключено концессионное соглашение на сумму 269,9 млн. руб. с ООО «Олчей», кассовое исполнение составило 100%. Строительные работы начались с 25 июня 2019 г. В 2020 г. на завершение строительства предусмотрено 46,1 млн. руб., кассовое исполнение 100%. На данный момент строительная готовность 100%. На данный момент идет процедура оформления документов для получения заключений. Дефицит на завершение строительства 58,8 млн. руб. покрыт за счет республиканского бюджета.
- в г. Кызыл по ул. Пригородная (ЛДО) на 825 мест. Уже ведется прием заявлений впервые классы. Конкурсного отбора при зачислении не будет.
В рамках данного проекта на поддержку образования детей с ОВЗ запланировано обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.