Тарифные льготы в ЕАЭС и практика их применения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы определена стратегическим ориентиром внешнеторговой стратегии РФ на активизацию сотрудничества в рамках Таможенного союза ЕАЭС. Важность проблемы предоставления таможенных льгот и преференций на сегодняшний день связана с увеличением объемов ввозимых товаров после формирования интеграционной группировки ЕАЭС. В данных условиях предоставление таможенных льгот и преференций должно сопровождаться строгим контролем. Тарифная льгота представляет собой разновидность таможенной льготы. Она заключается в предоставлении лицу, которое осуществляет перемещение продукции через таможенную границу, преимущества, выраженного в денежной форме, т.е. связанного с процессом уплаты таможенной пошлины по установленным тарифам. Целью написания данной курсовой работы является раскрыть порядок и механизм предоставления тарифных преференций и льгот в Евразийском экономическом союзе и показать деятельность таможенных органов по контролю за их реализацией.
В связи с поставленной целью в данной курсовой работе решаются следующие задачи изучить
• историю создания тарифных преференций и проанализировать их основные принципы;
• изучить условия и требования, по которым тарифные преференции могут быть предоставлены;
• ознакомиться с нормативно-правовой базой системы тарифных преференций в ЕАЭС;
• выявить существующие проблемы в системе тарифных преференций и возможные пути их решения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ТАРИФНОЙ ЛЬГОТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 5
1.1. Тарифные льготы как инструмент регулирования внешней торговли: основные принципы и условия предоставления в ЕАЭС 5
1.2. Правовое регулирование системы тарифных льгот в ЕАЭС 11
1.3. Виды товаров, освобождаемых от уплаты ввозной, вывозной таможенной пошлины как тарифной льготы 17
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ В РОССИИ 23
2.1. Анализ внешнеторгового оборота и динамика объемов льгот при декларировании товаров в РФ за 2019 – 2021 гг. 23
2.2. Влияние системы тарифных льгот на развитие экономик стран- участниц ЕАЭС 29
2.3. Проблемы применения льгот в ЕАЭС 35
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПОРЯДКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ЕАЭС 41
3.1. Направление развития сотрудничества стран-участниц ЕАЭС 41
3.2. Направление совершенствования практики применения тарифных льгот в ЕАЭС 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 08.05.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017 г.) // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс».
2. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 21.12.2016 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
4. Абрамов, Н.М., Бочарова, Л.А. Повышение эффективности таможенно- тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / Н.М. Абрамов, Л.А. Бочарова // Экономический рост и финансовые рынки: глобальные перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно– практической конференции. НОО «Профессиональная наука». Санкт– Петербург, 2016. С. 152–161.
5. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие / И.Т.Балабанов. – М.: Силена, 2012. – 511 с.
6. Бондарева, А.В. Тарифные льготы как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности / А.В. Бондарева // Парадигмальные основания государственного управления: cоциально-экономическая перспектива Сборник научных статей V международной научной конференции в рамках ХVI межрегиональной универсальной оптово- розничной Курской Коренской ярмарки - 2016. В 2-х частях. 2016. С. 135– 139.
7. Гостева, М.И., Цуканова, Н.Е., Солодухина, О.И. Совершенствование системы тарифных льгот и преференции в условиях функционирования ЕАЭС / М.И. Гостева, Н.Е. Цуканова, О.И. Солодухина // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 409-414.
8. Закапанов, С.Ю. Внешнеторговые связи России: учебное пособие / С.Ю. Закапанов. – М.: ВиД, 2014. – 398 с.
9. Кравченко, А.В. Таможенно-тарифное регулирование в системе
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А.В,
Кравченко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. 2016. № 2 (2). С. 45–50.
10. Мансуров, Т.А. ЕВРАЗЭС: от экономического сотрудничества к Евразийскому экономическому союзу / Т.А. Мансуров // Деловая слава России. 2015. № 5–1 (48). С. 5–9
11. Маргунов, И.А. Внешнеторговая деятельность: учебное пособие / И.А. Маргунов. – М.: АСТ, 2011. – 402 с
12. Перов, Д.А. Таможенное дело: учебное пособие / Д.А. Перов. – М.: АСТ, 2012. – 499 с.
13. Титкова, А.А. Обоснование признаков тарифных льгот и тарифных преференций как факторов, влияющих на международные торговые отношения / А.А, Титкова // Образование и наука без границ: социально- гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 303–304.
14. Холостякова, К.В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения / К.В. Холостякова // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 7 (7). С. 312–318
15. Хромова, Е.А. Таможенно-тарифное регулирование вэд, как инструмент обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС в условиях членства России в ВТО / Е.А, Хромова // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 6. С. 577–580.
При реализации указанного направления посредством создания необходимых правовых, институциональных, финансовых условий для инновационного развития и модернизации экономик следует учитывать мировую практику, свидетельствующую о том, что интеграционные меры и действия могут способствовать активному участию государств-членов в становлении нового технологического уклада, экономически выгодной разработке и внедрению инноваций на совместной основе, трансферу технологий из развитых стран для совместного использования внутри интеграционного объединения с экономией бюджетных средств и использованием научно-технологического потенциала государств-членов на взаимовыгодной основе. В этих условиях возникают риски сокращения числа участников финансового рынка и усложнения доступа к финансовым ресурсам для инвесторов. Сотрудничество государств-членов в валютно-финансовой сфере, осуществляемое путем скоординированного регулирования в сфере финансовых рынков, проведения согласованной валютной политики, формирования интегрированного биржевого пространства, в том числе путем расширения взаимного допуска участников финансового рынка, совершенствования регулирования инфраструктуры рынка ценных бумаг, проведения расчетов на финансовом рынке государств-членов, имеет ключевое значение. Одним из инструментов сотрудничества государств-членов может стать создание интегрированного рынка биржевых товаров, призванного обеспечить равный и конкурентный доступ участников к товарным рынкам. Указанное сотрудничество будет стимулировать свободу движения товаров, услуг и капитала, создание общего финансового рынка Союза на базе гармонизированного законодательства государств-членов с общими передовыми стандартами предоставления финансовых услуг, а также рост инвестиционной привлекательности экономик государств-членов за счет снижения системных рисков и расширения инвестиционных возможностей и прозрачности законодательства государств-членов в сфере финансов.