Цветовое оформление как элемент программной концепции телеканала
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху информационно-компьютерной и аудиовизуальной цивилизации телевидение стало частью общей системы культуры общества. Оно активно воздействует на образ жизни людей во всем мире.
В последние годы телевизионный экран стал агрессивной средой. При помощи клипового монтажа, крупных планов, активного цвета, повышения уровня звука, в погоне за рейтингом, многие авторы стремятся любой ценой привлечь внимание зрителей. Новые формы телевизионного коммуникативного поля не только концентрируют зрительское внимание, но и изменяют картину происходящего. Интерактивные формы придали телевизионному экрану иную степень «достоверности». И здесь особую роль приобретает цветовое решение, которое может еще больше приблизить экранное изображение к жизни или создать иллюзорный мир. Зрелищная форма стала неотъемлемой частью всей телевизионной продукции в целом. Именно поэтому одной из важных предпосылок данного исследования послужило усиление роли цвета при создании зрелищных программ различных жанров. Эта тенденция поставила перед создателями телевизионной продукции ряд вопросов: какое воздействие оказывает на зрителя беспрерывный информационный поток, по каким законам сегодня создаются телевизионные образы?
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Значение цвета 5
1.1 Теория цвета 5
1.2 Психология цветов: их значение и восприятие 10
1.3 Значение цвета на телевидении 17
1.4 Цветовые схемы и правила использования цветов 20
Выводы к главе 1 25
2. Особенности образного цветового решения телепередач 26
2.1 Особенности дизайна на ТВ и цветовое оформление канала 27
2.2 Программная концепция канала и его художественный образ 35
2.3 Фирменная палитра как закрепление медиабренда телевизионного канала 38
Выводы к главе 2 49
3. Интерактивное воздействие цвета на зрительскую аудиторию 51
3.1 Цвет как фактор медиапотребления 51
3.2 Результаты анкетирования потребителей телевизионной продукции 53
Выводы к главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Приложения 1
Библиографический список
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
2. Большой словарь иностранных слов : Более 24 000 слов / [Сост. А. Ю. Москвин]. - М. : Центрполиграф, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 815 с.
3. Бакеева Д. А. Цвет в рекламной коммуникации: особенности, функционирование, символика: Авто-реф. дис. ...канд.культурологии. Саранск, 2013. 19 с.
4. Бондарь О.В., Чмутин А.М., Чмутин М.А. Алгоритм управления контрастом насыщенностей цифровых изображений и его программная реализация. // Инженерный вестник Дона. 2020. № 5.
5. Волкова К.Э., Бартенева Ю.В. Особенности использования цветовой гаммы в средствах массовой информации // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №3 (18).
6. Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления современной российской молодежи (на примере Москвы и Московской области). М., 2019. 157 с.
7. Галанов Е.К. Физическая природа чувств. Инновационная наука. 2020, №11, с.109-140.
8. Даглдиян, К. Т. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением) : учеб. пособие для вузов / Б. А. Поливода, К. Т. Даглдиян.— М.: ВЛАДОС, 2018.— 225 с.
9. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен ; пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. – 4-е изд. – Москва : Д. Аронов, 2007. – 94 с.
10. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М. : Эксмо, 2016.
11. Киреева А.В. Средства идеологического конструирования телевизионного дискурса // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 10. -С. 89-95.
12. Лободенко Л. К. Рекламный медиатекст в условиях конвергенции СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2013. Т. 10. № 1. С. 10-15.
13. Ложкин, А.А. Вороной. -Palmarium Academic Publishing, 2016. - 372 с.
14. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Цвет, его измерение, воспроизведение и восприятие в телевидении: в 2 ч. Самара: ПГУТИ, 2013. Ч. 1. 287 с.
15. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Русский мир, 2014. 736 с.
16. Оганесова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики: Дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2014. - 170 с.
17. Познин, В. Ф. (2012). Экранное пространство и время: Психология восприятия. СПбГУКиТ.
18. Полуэхтова И.А. Телепросмотр еще жив // Искусство кино. 2014. № 4. С. 112-119
19. Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И.Долговой, Г.В. Перепечиной, Г.Н. Бров-ченко, К.А. Шерговой. М.: Аспект Пресс, 2019.
20. Цветкова, В. В. Воздействие цветового пространства на зрителя праздника / В. В. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71539/ (дата обращения: 23.04.2022).
21. Шестерина А.М. Психология журналистики: учебное пособие: Ч. 1. Воронеж: Изд-во
22. факультета журналистики Воронежского государственного университета, 2011. 190 с.
23. Шестерина А.М., Гладких А.С. Цвет на телевидении как фактор медиавосприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Тамбов, 2018. Т. 4, № 14. С. 38-44.
24. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2012.
25. Малышев А.А., Тютина А.И. Коммуникативная модель «цвет – смысл» в заголовках желтой прессы: поликодовая языковая игра // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2551 (дата обращения: 14.04.2022).
26. Марченко, М. Н. Дизайн-проектирование в телевизионной среде / М. Н. Марченко, А. В. Яроменко. − Текст : непосредственный // Молодой ученый. − 2015. − № 20 (100). − С. 480-482. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/100/22678/ (дата обращения: 20.04.2022).
27. Саргсян Гаяне Цвет в кино: как кинематографисты управляют нашим настроением [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.movavi.io/ru/color-in-film-ru/ (дата обращения: 14.04.2022).
28. Шутова Елена Психология цвета в дизайне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e-shutova.com/blog/psihologiya_cveta_v_dizajne (дата обращения: 16.04.2022).
29. Панова Наталья Теория цвета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/73352 (дата обращения: 21.04.2022).
Информационные программы выполнены в синем цвете, как на федеральных каналах. А студии других программ имеют одну ключевую особенность. Она заключается в том, что Миллет – национальный канал, поэтому оформление логотипа, заставок и дизайна декораций передач соотносится с цветовой палитрой, которая принята у мусульман. Такие программы, как «Миллет Берекети», «ЯЙЛЯ БОЮ», «Юрт нефеси», «Прайм-тайм», «Истина» в цветовой палитре используют голубой, бирюзовый и светло-синий и светло-желтый или -оранжевый цвета. В исламе голубой и бирюзовый считаются благоприятными цветами, они часто используются в оформлении мечетей. Это цвета неба, божественной благодати и рая. А желтый − это цвет золота и зерна, то есть тех предметов, которые исторически составляют богатство, и желтый часто выступает символом благосостояния. НТС – круглосуточный частный телеканал Севастополя. Логотип телеканала состоит из синего и красного цветов. Студия информационной программы «Севинформбюро» выполнена в синих тонах, как почти все студии новостей других телеканалов. Информационно-аналитические программы также соблюдают фирменную палитру телеканала, которая состоит из белого, синего, красного и черного цветов. После анализа региональных телеканалов Крыма можно сделать вывод, что они сформировали фирменную палитру, но она схожа с информационными программа федеральных каналов. То есть наше предположение подтвердилось. Лишь телеканал Миллет произвел собственную фирменную палитру, которая основа на национальном принципе, и придерживается ее.