Правовые последствия несоблюдения основных требований к составлению акта выездной налоговой проверки
Введение
На сегодняшний день налоговый контроль является главным и важнейшим методом надзора за выполнением налогоплательщиками обязанности уплачивать налоги и сборы в бюджет. При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают высшее положение по действенности, эффективности и значимости. В настоящее время вопросы правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.
Налоговые органы Российской Федерации являются основными органами, контролирующими деятельность налогоплательщиков по уплате налогов, заполнению деклараций и ведению бухгалтерского учета. Выездная и камеральная налоговые проверки занимают ведущую позицию, с их помощью ведется контроль за налогоплательщиками, проверяются декларации и иные документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а далее проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности. После изучения запрошенной документации анализируется информация как из внешних, так и из внутренних источников о налогоплательщике, а также подготавливаются вопросы для более углубленной проверки. Основная цель государства при осуществлении выездной налоговой проверки заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов, а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему доначисленных сумм налогов и сборов, предотвращения совершения нарушений налогового законодательства.
Содержание
Введение 3
1 Порядок оформления результатов налоговой проверки 5
1. 1 Цели, задачи и правовые основы выездной налоговой проверки 5
1. 2 Требования к составлению результатов акта налоговой проверки 13
2 Анализ нарушений при составлении акта выездной проверки и их последствия 19
2.1 Нарушения при составлении акта выездной проверки 19
2.2 Привлечение к ответственности. Анализ судебных решений 26
3 Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов 31
3.1 Некоторые проблемы оформления результатов акта выездной налоговой проверки
3.2 Пути совершенствования механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов
Заключение 37
Библиографический список 38
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)// Российская газета». - № 148-149, 06.08.1998
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Парламентская газета. - № 151-152, 10.08.2000.
4. Арбузова И.Г. Результативность проведения выездной налоговой проверки // ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА сборник статей II Международной научно-практической конференции.. 2018. С. 210-212.
5. Байкина Е.С. Налоговое право : учебное пособие / Е. С. Байкина. - Москва : ИНФРА-М, 2018. – 120 с.
6. Вертикова Е.В., Хардикова Л.Н. Повышение роли выездных проверок в системе налогового контроля //В сборнике: Наука молодых - будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 59-62.
7. Головченко О.Н. Проблемы соблюдения частных интересов при выездных налоговых проверках в отношении физического лица // Финансовое право. - 2019. - №11. – С. 52-54.
8. Климова М.А. Налоги на имущество: ставки и льготы. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 16. 160 с.
9. Курашинова Д.М. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля // МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ Сборник научных статей 2-й Международной научной Конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 267-270.
10. Луговых О.А. Проблемы и перспективы совершенствования организации проведения выездных налоговых проверок в налоговых органах РФ //: Вопросы экономики и финансов: современное состояние и актуальные проблемы Материалы научно-практической национальной конференции. 2018. С. 162-166.
11. Мардасова М.Е. Сроки в налоговом процессе. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 164 с.
12. Медведева Е.И. Роль выездных налоговых проверок в системе налогового контроля //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2018. № 8. С. 237-240.
13. Мустафина С.А., Мустафин Р.Ф., Агабабян В. Место и значение выездных налоговых проверок в системе налогового контроля // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 17-21.
14. Налоговое право / [сост. С. С. Шишкин]. - Ижевск : Издательство Ижевского государственного технического университета, 2018. - 113 с.
15. Паулов П.А., Калугина Н.В. Процессы таможенного и налогового администрирования // International scientific research 2019. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 350.
16. Привалова Т.А., Хабарова А.В., Голова Е.Е. Особенности использования мероприятий налогового контроля в процессе выездных налоговых проверок /Вектор экономики. 2018. № 1 (19). С. 33-34.
17. Сивашев Д.В. Налоговые споры возникающие в ходе проведения выездных налоговых проверок //Аллея науки. 2018. Т. 3. № 6 (22). С. 737-743.
18. Синегрибова И.В. Выездные налоговые проверки: актуальные вопросы проведения и пути совершенствования // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Материалы XI Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Шаралдаевой. 2019. С. 37-42.
19. Хардикова Л.Н., Сорокин Е.Н. Повышение роли выездных налоговых проверок в системе налогового контроля // МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ Сборник научных статей 2-й Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 4-х томах. 2020. С. 120-122.
20. Шибакова М.А., Гладкова А.Н. Место и роль выездных налоговых проверок в системе налогового контроля // МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 98-103.
21. Шишков Р.С. Выездные налоговые проверки по законодательству РФ // ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ материалы X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 495-499.
22. Юсов И. Выездная налоговая проверка. Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор? // Финансовая газета. 2018.N6. С. 8-9.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.Г.Костиной, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания И.В.Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Баклушинского Михаила Николаевича, г.Ижевск (ОГРН 316183200093866, ИНН 183100005700) к ФНС России (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152) установил:
Первоначально индивидуальный предприниматель Баклушинский Михаил Николаевич, г.Ижевск обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к:
1. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике,
2. Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике о взыскании 11 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Представитель истца в судебном заседании от 27.09.2021 поддержал заявленные требования, поддержал ходатайство об уточнении исковых требований (изменение основания иска), в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчиков убытки в сумме 11 000 руб.; устно пояснил по существу заявленных требований, заявлений (ходатайств) не заявил. Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.09.2021 суд по ходатайству истца в порядке ст. 46, 47, 51, 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ произвел замену ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163), 2. Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800281214, ИНН 1831101183) на надлежащего ответчика - ФНС России (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163), 2. Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800281214, ИНН 1831101183), исключив их числа ответчиков. Представитель истца в судебном заседании от 18.11.2021 поддержал заявленные требования, заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика 3 000 руб. убытков, 8 000 руб. судебных расходов. Как следует из материалов дела, 09.11.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике принято решение № 13175679 о привлечении Баклушинского Михаила Николаевича к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, и наложении штрафа в размере 2 500 руб. Не согласившись с указанным решением налогового органа, для защиты своих прав предприниматель заключил с Обществом с ограниченной ответственностью "УНИС" договор на оказание юридических услуг № 226 от 01.12.2020, предметом которого является оказание юридических услуг – составить жалобу в Управление ФНС России по Удмуртской Республики на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике № 13175679 от 09.11.2020 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (л.д. 13-14). Факт оплаты юридических услуг подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением № 5 от 29.01.2021 на сумму 3 000 руб. В рамках исполнения договорных обязательств представителем подготовлена и направлена в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике жалоба на решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 07.12.2020.