Основания для включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данного реферата проводится изучение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП), ведение которого урегулировано Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственные органы, как правило, представляют РНП как механизм, призванный обеспечить защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. В то же время включение в РНП служит достаточно эффективной мерой влияния на контрагентов, поскольку многие коммерческие структуры используют РНП для оценки своих потенциальных деловых партнеров. Участие в госзакупках открывает для бизнеса хорошие перспективы: прибыльные сделки, стабильный поток заказов, полезные связи, формирование репутации надёжного поставщика. Но всё это можно потерять, попав в реестр недобросовестных поставщиков. В том числе из-за ошибки, невнимательности или мелкого нарушения. РНП называют «чёрным списком поставщиков». Сам факт присутствия в нём — сильнейший удар по деловой репутации. Блокируется доступ к госзакупкам, серьёзно ограничивается возможность участия в коммерческих тендерах. Любая сделка оказывается под угрозой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Природа РНП……………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и содержание РНП…………………………………………………...4
1.2. Основания необходимости ведения списка РНП…………………………….8
2. Общедоступность источника перечня РНП как метод борьбы с недобросовестными поставщиками……………………………………………….14
3. Порядок включения недобросовестного поставщика в РНП и последствия включения в РНП…………………………………………………………………...17
4. Обжалование действий заказчика………………………………………………19
5. «Выход» из РНП…………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 17.05.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 (ред. от 25.12.2014) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 17.05.2022).
3. Архипов М.А., Паулов П.А. Единая информационная система в сфере закупок // Теоретические и практические проблемы развития современной науки. 2017. № 1. С. 63-64.
4. Бехер В.В., Лайченкова Н.Н. Отдельные вопросы реализации принципа открытости и прозрачности в рамках контрактной системы в РФ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1. С. 132-136.
5. Иванова Е.В. Новации в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (1). С. 96-102.
6. Кванина В.В. Реестр недобросовестных поставщиков как способ диффамации предпринимателей // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1. С. 145-150.
7. Чваненко Д. А. Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков / Д. А. Чваненко // Юрист. — 2014. — № 24. — С. 22–26.
8. Панченко В. Ю. Субъективные критерии включения в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении от заключения договора / В. Ю. Панченко, Е. М. Шайхутдинов // Юрист. — 2012. — № 9. — С. 14–18.
9. Щербаков Я. Е. Правовая природа меры юридической ответственности по включению в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупок / Я. Е. Щербаков // Проблемы права. — 2015. — № 1 (49). — С. 132–137.
10. Кванина В. В. Реестр недобросовестных поставщиков как охранительная мера заказчика / В. В. Кванина // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сб. ст. — Новосибирск, 2016. — С. 117–121.
11. Брагинский М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — М.: Статут, 2001. — Кн. 1: Общие положения. — 848 с.
12. Башлаков-Николаев И. В. Реестр недобросовестных поставщиков. Пора менять подходы / И. В. Башлаков-Николаев, М. А. Кирпичев // Конкуренция и право. — 2015.
13. Беляева О. А. Реестр недобросовестных поставщиков в сфере размещения государственных и муниципальных заказов регулируется только на федеральном уровне / О. А. Беляева // Комментарий судебной практики / под ред. К. Б. Ярошенко. — М.: Юрид. лит. 2012. — Вып. 17. — С. 154–166.
14. Тищенко В. А. Сравнительно-правовое исследование реестров недобросовестных участников конкурентных процедур, урегулированных федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Земельным, Жилищным и Лесным кодексами Российской Федерации [Электронный ресурс] / В. А. Тищенко // Baikal Research Jounal. — 2018.
15. Демкина А. В. Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков как способ защиты / А. В. Демкина // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2008.
16. Шарох Д. Ю. Включение в реестр недобросовестных поставщиков как мера преддоговорной ответственности в сфере государственных закупок / Д. Ю. Шарох // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения: сб. науч. тр. — Омск, 2017. — С. 65–67.
17. Гницевич К. В. Преддоговорная ответственность в гражданском праве: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / К. В. Гницевич. — СПб. 2009. — 26 с. 14. Невский А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / А. Невский // СПС «КонсультантПлюс».
18. Обзор судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
19. Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 303-КГ17-21571 по делу № А04-398/2017.
20. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 № Ф05-21082/2017 по делу № А40-69514/17.
21. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.12.2016 № А37-854/2015.
22. Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.
23. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15.
24. Решение Арбитражного Суда Камчатского края от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.
25. Решение Мурманского УФАС России № 06-13/17-05.
26. Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.
27. Решение Арбитражного Суда Владимирской области от 9 июня 2018 г. по делу № А11-6816/2017.
Так, на основании статьи 104 Закона № 44-ФЗ заказчик обратился в ФАС с заявлением о включении сведений в отношении ООО в РНП. ФАС отказало заказчику в указанном требовании. Суд, также посчитал, что в рассматриваемом случае по вине заказчика Общество не имело фактической возможности для подготовки графика работ и передачи его заказчику в установленный контрактом срок. Суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что причиной неисполнения ООО обязательств по спорному контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, явились действия заказчика. При таких обстоятельствах оснований для включения сведений в отношении поставщика в РНП не имеется. Или другой пример, свидетельствующий о встречающейся настойчивости заказчика, когда он, получив отказ в ФАС России, настаивал в суде на том, чтобы поставщика все-таки включили в РНП по причине того, что, по мнению заказчика, не включение победителя аукциона в реестр позволит ему в ближайшие 2 года (срок нахождения в реестре) участвовать в последующих государственных закупках и срывать очередные социальные программы. Таким образом, участнику закупки (поставщику/подрядчику/исполнителю) рекомендуется проявлять добросовестность при заключении и исполнении контрактов и договоров во избежание последствий включения в РНП, которые могут парализовать дельнейшую деятельность такого лица, особенно в случае, если оно является постоянным участником закупок.