Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ
Введение
Актуальность темы заключается в том, что государственная власть всегда хотела создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы им сделать как можно не заметным процесс уплаты налогов для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически – принудительно». Хотя на самом деле более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, которые взимались непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика, более широкое распространение уже получили менее заметные косвенные налоги. Налоги, которые включаются в цену того или иного товара, являются косвенными, таким образом, их уплата перекладывается на конечного потребителя. С помощью косвенных налогов государство может воздействовать на структуру народного потребления, повышая цену на тот или иной продукт. Данный вид обложения является очень удобным для власти в политическом отношении, так как при этом величина налога и отсутствие сознание уплаты остается скрытно, а также невозможность проверки соразмерности обложения. Несмотря на то, что среди юристов и экономистов доминирует мнение о том, что система косвенного налогообложения является несправедливой, в большинстве развитых и развивающихся странах достаточно широко используются косвенные налоги при формировании налоговой системы государства.
Оглавление
Введение 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 8
1.1 Сущность косвенных налогов 8
1.2 Характеристика видов косвенных налогов 10
1.2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС) 10
1.2.2 Акцизы 13
1.2.3 Taмoжeнныe cбopы 14
1.3 Отличительные характеристики прямых и косвенных налогов 15
2 АНАЛИЗ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РФ 17
2.1 Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет 17
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет за 2019 – 2021 годы 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Список использованных источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо, 2015. - 992 с.
2. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 19.05.2022).
3. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/execute/?id_65=93449-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_federatsiidannye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения: 19.05.2022).
4. Налоговые ставки на подакцизные товары на 2021 год [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52453/8310feb0914b179385079764152b9c4e12fa92b0/
5. Принятие закона о новых ставках на акцизы [Электронный ресурс] // Сайт ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/9528547
6. Таможенные платежи [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/a66cbe9eb0c44d65b19ca20dc153b3a714a303bb/
7. Рубанов, А. А. Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России: учеб. материалы «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / А. А. Рубанов – URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/06/МК-361-Сборник.pdf#1
8. Рубанов, А. А. Понятие и виды косвенных налогов: учеб. Материалы «Налоги и налогообложение>> [Электронный ресурс] / А. А. Рубанов – URL: http://worldreferat.ru/dl/34/705473.zip
Также нужно отметить почему налог на доходы физических лиц в федеральный бюджет настолько мал. Это произошло потому что он начал зачисляться в федеральный бюджет с 1 января 2021 года. Доля поступлений прямых налогов преобладает и по уровням консолидированного бюджета над поступлениями косвенных налогов, если в налоговых поступлениях в федеральный бюджет разница поступлений прямых и косвенных налогов составляет примерно 3649,8 млрд. рублей или 23%. То в налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации разница составляет 9962,2 млрд. рублей или 78,5%. Основную часть поступлений налогов консолидированного бюджета за 2021 год среди прямых налогов обеспечили поступления: налога на добычу полезных ископаемых – 25,7%, налога на доходы физических лиц – 17,1%, налог на прибыль – 21,3%, среди косвенных налогов поступления НДС – 17,8%.