История исследования межполушарной асимметрии у левшей
Введение
Левшество – явление, которое, несмотря на давнюю историю и многочисленные исследования, до сих пор во многих аспектах остается загадкой. Исследователи-нейропсихологи по-прежнему спорят о том, почему одни люди предпочитают владение правой рукой, а другие – левой, однако, есть несколько объяснений природы данного явления. Рукодоминантность может быть обусловлена наследственно, а может сформироваться под влиянием средовых факторов, например переучивания; проявиться после мозговой травмы или травмы конечностей, а также стать результатом отклоняющегося развития. Стоит отметить, что в рамках данной темы нас интересуют только естественные (природные) левши. Пока еще нет однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отлича¬ются праворукие и леворукие люди, однако становится понятным то, что естественную леворукость мы не можем считать причиной нарушений или от¬клонений в развитии, а также причиной сниженных интеллекту¬альных и физических возможностей. К тому же, известно, что преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, которая определяет и ведущую руку, и некото¬рые особенности организации высших психических функ¬ций.
Содержание
Введение 3
Понятия «левшество», «правшество» и «амбидекстрия» 5
Культурно-исторические предпосылки исследования левшества 7
Теории возникновения леворукости 9
Межполушарная асимметрия: основные этапы 13
Краткий обзор результатов современных исследований когнитивной сферы у левшей и правшей 16
Заключение 18
Список литературы 19
Список литературы
1. Айрапетянц, В. А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей/ В.А. Айрапетянц // Асимметрия мозга и памяти. Пущино, 1987. С. 3–13.
2. Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. - Екатеринбург, 1998. - 320 с.
3. Безруких М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 312 с.
4. Доброхотова Т. А. Левши. / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - М.: Книга, 1994. - 231 с.
5. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 352
6. Семенович, А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2008. С. 250.
7. Annett, M. Handedness and brain asymmetry: The right shift theory / M. Annet. - London: Psychology Press, 2002. P. 416
8. Blau, A. The master hand: a study of right and leftsidedness and its relation to laterality and language / A.Blau // Research Monographs of the American Orthopsychialric Association – 1946 - No. 5
9. Domhoff, G. W. But why did they sit on the king's right in the first place? / G. W. Domhoff // Psychoanalytic Review – 1969. -Vol. 56, P. 586-596.
10. Geschwind, N. Human brain: Left-right asymmetries in temporal speech region / N. Geshwind, W. Levitsky // Science – 1968. – Vol. 161, P. 186-187.
11. Harman, N. B. Ambidexterity / N.B. Harman // British Medical Journal - 1905 - №7. - P. 15-16
12. Levy, J. A model for the genetics of handedness / J. Levy, T. Nagylaki // Genetics. – 1972 -Vol 72 (3) - P. 117-128.
13. Masud, Y. Left-handed People in a Right-handed World: A Phenomenological Study / Y. Masud, A. Ajmal // Pakistan Journal of Social and Clinical Psychology – 2012. - Vol. 10, No. 1. - P. 49-60
14. Noroozian, M. Academic Achievement and Learning abilities in left - handers: guilt or gift? / M. Noroozian, H. Emami // Cortex – 2002 - No 38, P. 779-785
15. Wenze, G.T, Wenze, N. Helping left-handed children adapt to school expectations / G.T. Wenze, N. Wenze // Childhood Education. – 2004 – Vol. 2, No 1. – P. 81.
Существуют различные гипотезы о возникновении леворукости, но они не дают ответ на вопрос, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука. Тем не менее, начиная с XIX века предпринимались попытки научного объяснения левшества через изучение межполушарной асимметрии головного мозга. Особенности межполушарной асимметрии левшей, обусловленные отсутствием выраженного доминирования одного из полушарий, создают неопределённую ситуацию для исследователя. Если в отношении правшей многие аспекты предельно понятны (доминирование левого полушария и точное понимание локализации функций), то у левшей мы не можем точно сказать, за какие когнитивные функции отвечают те или иные отделы головного мозга. Однако, можно с уверенностью сказать, что левши, в целом, не уступают правшам в интеллектуальном плане. Будем надеяться, что следующие исследования в области нейропсихологии предоставят результаты, на основе которых будут получены новые сведения о специфике функционирования головного мозга у левшей.