Конкуренция: содержание, формы, методы и её роль в экономической системе (на примере рынка электроники и бытовой техники)

Скачать курсовую работу, в которой исследуется конкуренция, ее содержание, формы, методы и её роль в экономической системе (на примере рынка электроники и бытовой техники)
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.11.2023
Объем файла
106 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В условиях интенсивности глобальных процессов усиление конкуренции отмечено во всем мире. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Конкуренция – неотъемлемая часть рыночной структуры, условие ее функционирования, необходимая составляющая развития предпринимательской деятельности. Принято считать, что развернутая теория конкуренции была впервые сформулирована основоположников классической политической экономии А.Смитом в XVIII веке. Он впервые связал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, которое ведется между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. Повышение конкурентоспособности на всех уровнях является актуальной задачей для любой мировой державы, в том числе и для России. Конкуренция возникает в каждой отрасли, на любом рынке в результате деятельности. Рынок электроники и бытовой техники в России можно считать конкурентным, т.к. на нем доминирует большое количество продавцов: «Samsung Electronics», «LG Electronics», ПАО «М.Видео», Эльдорадо и др. Анализ этого рынка и будет рассмотрен в данной работе в качестве примера конкуренции в экономической системе в нашей стране.   Условия, в которых протекает экономическая конкуренция называют рыночной структурой. Они характеризуются рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации. Обычно выделяют четыре модели рынка: совершенную и несовершенную конкуренцию, которая включает в себя монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

 

Содержание

Введение 4

1. Теоретические основы конкуренции 6

1.1. Понятие конкуренции и роль в развитии экономики 6

1.2. Методы конкурентной борьбы 9

1.3 Типы рыночных структур 11

2. Анализ конкуренции на рынке электроники и бытовой техники 15

2.1 Классификация электроники и бытовой техники на рынке 15

2.2 Анализ рынка электроники и бытовой техники в России и конкуренции 19

3. Развитие конкуренции на рынке электроники и бытовой техники в России 23

3.1 Оценка состояния конкурентной среды в экономике страны 23

3.2 Рекомендации по развитию конкуренции на рынке электроники и бытовой техники 27

Заключение 29

Список использованных источников 31

Приложение А - Цена экспорта по видам бытовой электроники, РФ, 2017-2020 гг (долл за шт) 32

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции».

2. Анализ рынка бытовой электроники в России в 2016-2020 гг, прогноз на 2021-2025 гг: [Электронный ресурс] // BusinesStat. – Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/consumer_electronics_russia_demo_businesstat.pdf

3. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики // Региональная экономика теория и практика. – 2017. – №4. – С. 56-65.

4. Бакальская Е.В. Методы конкурентной борьбы // Аллея науки. – 2017. – №16. – С. 445-449.

5. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция // Аллея науки. – 2017. – №16. – С. 75-78.

6. Бакальская Е.В. Сущность конкуренции, её роль, функции и формы // Аллея науки. – 2017. – №16. – С. 259-261.

7. Воловиков С.А., Илларионова С.А. Особенности российского рынка бытовой техники // Проблемы экономики и юридической практики. – 2013. – №2. – С. 174-175.

8. Все о конкуренции в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба – Режим доступа: https://fas.gov.ru/netcat_files/171/152/FAS_book_quest_answers_print_ok.pdf

9. Герасимов Б.И. Функции и типы конкуренции // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – №8. – С. 271-273.

10. Груничев А.С., Исламова Д.М. Инструменты анализа и оценки состояния конкурентной среды // Известия СПбГЭУ. – 2017. – №6 (108). – С. 7-12.

11. Кажуро Н.Я. Конкуренция как механизм рынка // Наука и техника. – 2017. - №4. – С. 77-84.

12. Кравцевич С. В. Анализ условий существования типовых «конкуренций» // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 6. — С. 4-7.

13. Кравцевич С.В., Тулохонов О.С. Теоретико – методологические аспекты типовой структуры конкуренции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. – 2018. –№2. – С. 47-50.

14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник – М.: ИНФРА – М, 2018. – 1028 с.

15. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 624 с.

16. Официальный сайт «М.Видео» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mvideo.ru

17. Прогорлецкий И.И., Котенко А.А. Микроэкономика: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – Калининград: ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2013. – 259 с.

18. Рейтинг Топ-100 интернет – магазинов в России 2021 года: [Электронный ресурс] // Data Insight. – Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI-TOP100-2021.pdf

19. Структура и ключевые игроки онлайн-рынка бытовой техники и электроники в 2020 году [Электронный ресурс] // Блог Metacommerce. – Режим доступа: https: //www.metacommerce.ru/blog/online-store/

20. Чабанова С.А. МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – №7. – С.187-190. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monopoliya-suschnost-i-vidy

21. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник – Киров: АСА, 2017. – 831 с.

На примере Республики Татарстан можно проследить тот факт, что разные отрасли региона функционируют в разных конкурентных средах. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» отражены актуальные вызовы в экономике, которые оказывают влияние на системные проблемы конкурентоспособности региона, а также стратегические приоритеты развития региона, на основе которых, к разным отраслям предъявляются разные требования. Так, в части инноваций в качестве приоритетных отраслей в Татарстане выделены – IT-производства, в части импортозамещения – фармацевтика, станкостроение, легкая промышленность, в части повышение конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке – сельское хозяйство, медицинские услуги, нанотехнологии, финансовые услуги, образование. При проведении конкурентного анализа антимонопольный орган региона должен учитывать особенные требования, предъявляемые к «приоритетным» отраслям, как при принятии решений по слиянию и поглощению, так и при принятии решений по фактам злоупотребления доминирующим положением. Таким образом, можно утверждать, что при условии развития инструментов анализа конкурентной среды, использования многофакторных эконометрических моделей при регулировании сделок слияния и поглощения, в России возможно создание качественной конкурентной среды, отвечающей современным вызовам и благоприятной для развития страны в соответствии со стратегическими целями и задачами.[10]