Союз России и Беларуси
ВВЕДЕНИЕ
После того, как в 1991 году перестал существовать СССР, бывшие союзные государства предприняли попытки жить совершенно самостоятельно друг от друга, при этом ориентируясь только на развитие собственных государств. Однако экономика СССР была довольно сильно интегрирована, что позволяло одной республике быть «сборочным цехом», другой – «сырьевой базой», третьей – «интеллектуальным ресурсом» и т.п. Именно такое сложившееся разделение не позволило, однако, развиваться странам равномерно и равнозначно. Распад налаженных экономических и политических связей привел к глубокому системному кризису в экономиках всех постсоветских стран.
Историческая и культурная близость Российской Федерации и Республики Беларусь, общее геополитическое пространство (транспортный коридор, система нефте – и газопроводов, единая система обороны на западном направлении), тесные экономические, политические, научные и культурные связи – главные составляющие факторы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
РАЗДЕЛ 1. Предпосылки формирования союза России и Беларуси
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Беларуси5
1.2 Основные этапы становления союза России и Беларуси7
РАЗДЕЛ 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО – БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ16
2.1 Современный этап развития отношений между Россией и Беларусью16
2.2 Проблемы и перспективы развития российско-белорусских отношений26
CПИCOК ИCПOЛЬЗOВAННOЙ ЛИТEPAТУPЫ34
CПИCOК ИCПOЛЬЗOВAННOЙ ЛИТEPAТУPЫ
1. Дракохруст Ю., Фурман Д. Перипетии интеграции (Развитие процесса белорусско-российского объединения) // Ю.Дракохруст., Д.Фурман. Новостной портал. - 1998г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yabloko.ru/themes/Belarus/belarus-24.html. 13
2. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии // Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. - 1996г. [Электронный ресурс]. – Peжим дocтупa: https://docs.cntd.ru/document/1901190.. – Дaтa дocтупa: 20.04.2021.
3/.Договор о Союзе Беларуси и России и Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — 1997г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902007.
4 «Интеграция двух братских народов - магистральный путь развития». Доклад президента Беларуси Лукашенко на заседании парламентского собрания Сообщества Беларуси и России //«Рэспублікан. - 1997 г. Сайт Парламентского собрания Союза Беларуси и России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belrus.ru/about/istoki parlamentarizma.html. " Дата доступа 15.04.2021
5. Дракохруст Ю., Фурман Д. Перипетии интеграции (Развитие процесса белорусско-российского объединения) Новостной портал. - 1998г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yabloko.ru Themes/Belarus/belarus-24.html. Дата доступа 10.04.2021
6. Шумский Н.Н.// Н.Н. ШумскийРегиональные экономические объединения постсоветских государств. – Минск: Беларус. Навука. – 2010г. С. 121. " 7.Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси // Электронный фонд правовых и норматив-нотехнических документов. - 1998г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901729309. Дата доступа 15.03.2021
8.Взаимодействие регионов : Союзное государство – локомотив евразийской интеграции : информ.-интеграц. проект / сост., интервьюирование : Б. Залесский, М. Вальковский, А. Грешников. – Минск : Бизнесофсет, 2016. – 316 с. : 55 л.
9.Снапковский В. Белорусско-российские отношения: опыт истории и современные проблемы [Электронный ресурс] // Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. URL: http://library.by/portalus/modules/politics/readme.php ?subaction=showfull&id=1398766749&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 25.04.2016) Дата доступа 7.05.2021
Беларусь и Россия продолжали осуществлять совместную оборонную и пограничную политику, координировать деятельность в области военного строительства. Реализовывались многочисленные союзные программы и мероприятия. Российская Федерация сохранила за собой роль ведущего торгового и инвестиционного партнера Беларуси, крупнейшего экспортного рынка для белорусских товаров. На долю России приходится около половины всего объема белорусской внешней торговли. По объемам взаимной торговли Беларусь, в свою очередь, входит в «пятерку» основных торговых партнеров России. Реализуются значимые совместные инвестиционные проекты, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС. Результаты экономического взаимодействия могли бы быть выше в случае выхода на равные условия хозяйствования, решения спорных вопросов в нефтегазовой сфере, наращивания промышленной кооперации и инвестиционного сотрудничества, улучшения доступа к рынкам товаров и услуг обоих государств, снятия проблем в сфере поставок сельхозпродукции, урегулирования режима пропуска граждан третьих стран через белорусско-российскую границу. Внешнеполитические ведомства Беларуси и России традиционно тесно координировали свои действия, что способствовало укреплению позиций двух стран на международной арене. В рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2016—2017 гг. проведено более 20 консультаций по различным направлениям межмидовского взаимодействия. Продолжилась работа по обеспечению равенства прав граждан Беларуси и России на территории двух стран, в частности, в сферах образования и здравоохранения, доступа к системам социальных гарантий и трудоустройства, свободы передвижения и выбора места жительства. Продолжает активно развиваться межрегиональное сотрудничество. В течение года Беларусь посетили 68 делегаций российских регионов, в том числе 24 — во главе с губернаторами. В июне 2016 г. в г. Минске состоялся III Форум регионов Беларуси и России. В рамках казахстанского председательства в Евразийском экономическом союзе 2016 год был объявлен: «Годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами» и проходил под знаком подготовки международных преференциальных торговых соглашений. Поддерживая данный подход, Беларусь в то же время выступает за необходимость первоочередного укрепления Союза на внутреннем контуре, в том числе путем создания равных условий для субъектов хозяйствования, устранения имеющихся барьеров и ограничений во взаимной торговле, укрепления промышленного сотрудничества, продвижения работы в области энергетики. Важным для белорусской стороны в 2016 году стало утверждение Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, согласно которой принципы ценообразования являются общими независимо от принадлежности субъектов хозяйствования тому или иному государству-члену Союза. Важное место во внешнеполитических приоритетах Беларуси занимали отношения с государствами СНГ и Грузией.