Искусство серебряного века
ВВЕДЕНИЕ
"Серебряный век" - это свидетельство внутреннего и художественного возрождения, знаменующего расцвет русской культуры конца XIX - XX веков. Словосочетание "серебряный век" стало неизменным определением русской культуры конца XIX - XX веков; оно стало использоваться как выражение всей внутренней культуры начала XX века в России. Понятие "серебряный век" относится исключительно к творчеству одного или дюжины полноценных художников - оно характеризует "дух эпохи": колоритные личности. Это было время пограничного, переходного, кризисного периода: становление капитализма, революции, охватившие государство, роль России в Первой мировой войне... Науке до души - дальше, чем до звёзд,- одна из идей Льва Шестова. Изложение философствования становится подчёркнуто личностным. Государственная идеология испытывает настоящее возрождение. Соловьёв, Бердяев, Булгаков, Розанов и прочие крупные философы проявили сильное, иногда определяющее воздействие на формирование многообразных сфер российской культуры. Исключительно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, сосредоточение внимания на духовном обществе личности, на таких категориях, как существование и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Собственно на границе веков в искусстве формируются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры с характерным ей примитивизмом изображения человечных отношений. Противовесом массовой культуре старается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, посвящённых, - искусство элитарное. Следовательно художество и литература становятся день ото дня неоднородными, расколотыми на течения и группировки.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.Русский символизм 5
2. Русский футуризм 17
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
4. Литература…20
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия.– М.: «Грааль», 2007.– 328 с.
2. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика искусства в России //Полис.– 2001.– №5. 27-32с.
3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.
4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: «Логос», 2000. – 432 с.
6. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,2005. – 360 с.
7. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология: Учебное пособие. – М.: «Щит-М», 2006. – 292 с.
8. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века (учебное пособие). – М.: ТОО «ИнтелТех», 2004. – 398 с.
9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2001.– 436 с.
10. Морозов Н.А. Пути России: модернизация неевропейских культур. – М.: Варна, 2001. .– 328 с.
11. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 912 с.
12. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –244с.
Русский футуризм появился в итоге кризиса символизма как мировоззрение. Несмотря на то что само слово было заимствовано из итальянского искусства, стихотворец Владимир Маяковский заявлял в письме в редакцию газеты «Новь», что русский и итальянский футуризм - это, видимо, два параллельных течения, порождённых жизнью мегаполисов, нивелирующих все национальные и культурные различия. Маяковского футуризм привлекал пафосом отрицания и уничтожения престарелой культуры и поисками в области нового поэтического языка. В сборнике (в манифесте) «Пощёчина общественному вкусу» (1912) футуристы рассказали все имеющиеся эстетические принципы, заявив: «Только мы - лицо нашего времени… Прошлое тесно…». Поэтика Кубофутуристов складывалась под непосредственным действием кубизма в живописи. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», - рассказывал В.Хлебников. Результатом данного хода стал «словесный кубизм» Маяковского, который перенёс порядок живописной композиции на создаваемые им поэмы. Футуристы устремлялись передать динамизм жизни, искали соответствие меж временем - ритмом произведения и временем - ритмом реальной жизни. Основывая новое искусство, они перемещали настоящее в будущее, разламывали границы меж художеством и жизнью, меж образом и бытом, ориентируясь на язык улицы, на рекламу, на плакат: вызов - во всем! Стихи Маяковского мало-помалу завоевывают вздорную известность, но издаются во множестве различными издательствами, выходят отдельные сборники; стихотворец обильно работает, создаёт поэмы «Облако в штанах», «Флейта - позвоночник», «Война и мир»; пишет драму «Владимир Маяковский», которая была поставлена в Луна-парке в Петербурге. Он принимает участие в диспутах о современной поэзии, множество ездит с выступлениями по России…