Селькупы
Данная работа будет посвящена насущным проблемам малочисленных народов Севера, многие из которых по сей день соблюдают традиционный образ жизни, отдавая дань уважения своим предкам. В особенности внимание будет уделено Селькупам.
Селькупы - это народ, который проживает на территории Западной Сибири. Представителей данной культурной группы часто называли остяко-самоедами. Само же название этого сибирского народа произошло от слова «шелькуп», что означает «таежный человек». Оно окончательно закрепилось лишь в 30-х годах XX века.
Самые первые зафиксированные контакты “самодийцев” с Древней Русью относятся ещё ко временам новгородских походов за Урал. Само собой, эти встречи не ограничивались лишь попытками Новгорода покорить этот народ, а затем и Московской Руси, обложить угро-самодийские племена данью. Как и позднее по всей Сибири, взаимодействие развивалось по нескольким параллельным линиям, и среди этих линий не последнее место занимала взаимовыгодная торговля, зафиксированная ещё «Повестью временных лет». Уже в средневековье в приобских землях появлялись русские импорты – мечи, железные топоры, бронзовые украшения. Другая линия – это промысловая колонизация севера Западной Сибири, в которой активно участвовали не только жители Русского Севера, но и коми-зыряне.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1 Общая информация…………………………………………………........2
1.2 Традиционные занятия…………………………………………………..5
1. 3 Религия…………………………………………………………………....6
ГЛАВА 2. НПА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА СЕЛЬКУПОВ.
2.1 Международные акты…………………………………………………....7
2.2 Внутреннее законодательство…………………………………………13
ГЛАВА 3. ВНУТРЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬКУПОВ.
3.1 Государственно-правовые традиции…………………………………17
3.2 Этнические проблемы………………...………………………………...18
3.3 Автономия как форма политического самоопределения селькупов……………………………………………………………………..20
3.4 Селькупы и предприятия………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………29
Список используемой литературы
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам – https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml
3) Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств 1 февраля 1995 года. –https://docs.cntd.ru/document/1902948
4) Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». – https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml
5) Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 N 82-ФЗ – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/
6) Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17.06.1996 N 74-ФЗ ¬– https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/
7) Закон Ямало-Ненецкого Автономного округа от 23 апреля 2021 года N 30-ЗАО – https://docs.cntd.ru/document/574706416
8) Этническая история и фольклор селькупов: проблема корреляции данных, Тучкова Наталья Анатольевна. Диссертация – http://www.dslib.net/etnografia/jetnicheskaja-istorija-i-folklor-selkupov-problema-korreljacii-dannyh.html
Разрушительному действию сепаратизма «должны противостоять формы интеграции и институты, которые при сохранении исторически сложившегося государственного единства, учитывали бы необходимость этнического самовыражения», в том числе через уделение большего внимания религии и культуре малых этносов. Как раз эту функцию и выполняет Автономия, как форма самовыражения.. Нельзя не согласиться с Т. Я. Хабриевой: самоопределение в национально-территориальных формах требует определенного уровня правового, государственного сознания этноса и высокого уровня его самоорганизации. При отсутствии должного уровня одной из альтернатив обеспечения жизнеспособности и самостоятельности этноса выступает национально-культурная автономия, предоставляющая возможности для тесной взаимосвязи индивидуальных прав человека и прав этноса, по каким-либо причинам не имеющего условий для создания территориальных форм национальной автономии. Однако выбор в пользу форм культурного самоопределения может состояться не только в связи с отсутствием должного уровня государственного и правового сознания и самоорганизации. Активно на данные процессы влияет деятельность органов государственной власти, исходящая из приоритетов внутренней политики.