Постмодернизм как стиль мышления
Введение
При исследовании темы «Постмодернизм как стиль мышления» была поставлена цель изучить материалы связанные с периодом посвященным исследованию постмодернистического феномена, чтобы понять причину перехода непосредственно от модерна к постмодерну, а так же понять чем характеризовалось данная эпоха.
В связи с вышеозначенной целью были определены следующие задачи:
1) Подобрать необходимую литературу о постмодернизме периода второй половины XX века.
2) Подобрать материалы, которые могли бы дать информацию об исследуемом периоде.
3) Проанализировать собранный материал.
4) Структурировать полученные знания.
Объектом исследования является постмодерн в период с 1960-х — 1980-х годов,
предметом — научные труды, книги и видеоматериалы 1960-х — 1980-х годов.
В ходе работы использовались поисковые и аналитические методы исследования.
Актуальность темы реферата обусловлена прежде всего тем, что постмодернизм представляет собой одно из наиболее ярких духовно-идейных движений современной эпохи. Родившись как феномен искусства и осознав себя вначале как литературное течение, постмодернизм затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры второй половины XX в. и уже на рубеже 1970-х — 80-х гг. стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение и эмоционального восприятия явлений и процессов. Постмодернизм регулярно понимается как образ мышления, который отвергает многие из центральных принципов современной западной рациональности. Действительно, даже сторонники постмодернизма редко приводили веские доводы в его пользу как точки зрения, стремящейся пересмотреть и усовершенствовать понятие рациональности. Тот факт, что последняя позиция не казалась логическим результатом вопроса постмодернизма о разуме и рациональности, безусловно, отражал его первоначальную оппозиционную позицию. Это в равной степени продемонстрировало ограниченное самопонимание постмодернистских дискурсов и недостатки примеров используемых ими категорий, таких как трансгрессия, гетерогенность и прерывность. Несмотря на то, что тогда его оспаривали, постмодернизм оставался привязанным к современности, от которой он отличался как от прошлого. По этой причине постмодернизм впоследствии был легко вытеснен в социальной теории подходами, которые подчеркивают многочисленные вариации современности и ее ‘продолжающуюся и инновационную плюрализацию’.
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Переход от модерна к постмодерну. 4
Глава 2. Феномен постмодернизма и чем он характеризуется. 5
Глава 3. Принципы постмодерна . 6
Заключение. 9
Список литературы 10
Список литературы
1) Амкуаб Г.А. Постмодернистский стиль мышления. Проблема реальности // Вестник ВУиТ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskiy-stil-myshleniya-problema-realnosti (дата обращения: 09.05.2022).
2) Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч ред. А.Олейникова.—М.: Изд-во Института Гайдара, С. 110.
3) Мейясу, К. Время без становления / К. Мейясу. — Текст : электронный // ГЕФТЕР : [сайт]. — URL: http://gefter.ru/archive/7657 (дата обращения: 02.05.2022).
4) Тоскану, А. Спекулятивизм / А. Тоскану // Логос. — 2013. — № 2. — С. 84.
Цырлина, Я. Э. Tempus(non) fugit. О различии подходов к решению проблемы времени в современной континентальной философии (на примере Ж.-Ф. Лиотара) и в философии процесса А.Н. Уайтхеда / Я. Э. Цырлина. — Текст : электронный // philsoc.psu : [сайт]. — URL: http://www.philsoc.psu.ru/200-nauka/vestnik-2018/filosofiya/917-tempus-non-fugit-o-razlichii-podkhodov-k-resheniyu-problemy-vremeni-v-sovremennoj-kontinentalnoj-filosofii-na-primere-zh-f-liotara-i-v-filosofii-protsessa-a-n-uajtkheda (дата обращения: 30.04.2022).
5) Горбунов Л.И. Постмодерн как тенденция развития культуры XX века // Вестнок МГТУ. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodern-kak-tendentsiya-razvitiya-kultury-xx-veka/viewer (дата обращения: 09.07.2022)
6) Статья на сайте Stanford Encyclopedia of Philosophy о постмодернизме // от 2005 г. URL: https://plato.stanford.edu/entries/postmodernism/ (дата обращения 10.05.2022)
7) Богомолова М.А. Становление философской концепции посмодернизма // 2015 г.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-filosofskoy-kontseptsii-postmodernizma/viewer (дата обращения: 09.05.2022)
8) Колесников А.С. Проблема субъективности в постструктурализме / А.С. Колесников // Формы субъективности в философской культуре XX века: сб. науч. тр. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 79-106.
9) Бранская Е.В. и Панфилова И.М. Модерн, Модернизм, Постмодернизм. // №3 /2015 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-modernizm-postmodernizm-k-opredeleniyu-ponyatiy/viewer
10) Ушакова О.И. Модернизм: границах понятия // Вестник Пермского Университета. 2010 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizm-o-granitsah-ponyatiya/viewer
Постмодернизму свойственна идея плюрализма, отказа от абсолютной истинности и эмоциональной составляющей, перевода текста из текста об объекте в текст о сознании: поток сознания наиболее хорошо можно проиллюстрировать в гонзо-журналистике. Вам больше нет дела до того, кто победил на скачках, важным становится само наблюдение, расставление акцентов. В модернизме все еще важно сообщить о новшестве объекта (поэтому Джойс показывает нам возможности языка, тогда как постмодернисты стремятся показать его ограничения), в постмодернизме важно состояние, при котором становится, возникает и описывается объект. Объект здесь теряется посредством метауровня, применяемого, например, Воннегутом, когда он описывает то, как он пишет данную книгу (Бойня номер пять). При этом, потерянность объекта вовсе не означает конституцию субъекта: субъект оказывается также расщепленным, что создает образ хаоса, взаимопроникновения объекта и субъекта, невозможности их разделить.
Постмодерн, согласно Лиотару, отмечается концом великих нарративов - рассказов, которые законодательно утверждали облик будущего, так или иначе задавая его определенным образом (вывод, к которому мы пришли в конце прошлой главы). Утверждается, следовательно, что модерн отличался множественностью мета нарративов, но эта множественность нарративов представляется когерентной: мета нарративы находятся во взаимосвязи, влияют и дополняют друг на друга. Соответственно, постмодернистский тип мышления старается избегать некоторых всеобщностей и предполагает, что невозможно дать полную дескрипцию тому или иному объекту, признавая тем самым легитимность любой дескрипции.
Так, идея антропоцентризма находится во взаимосвязи с взглядом на науку, которая утверждает познаваемость абсолютно всего, что отсылает к идее о просвещении, о возрастании знания в обществе в виде его постоянного развития. Мета нарратив, будучи представлением о должном, формировал сущее: коммунизм как идея о будущем сделал возможным существование СССР до 70-80-ых годов, когда уже стало ясно, что данный мета нарратив потерял свою легитимизующую функцию (он более не легитимизовал отношения в обществе, все понимали, что коммунизма не будет), тогда как до этого на основе этого мета нарратива осуществлялись различные виды инициативной деятельности. К списку мета нарративов можно отнести также следующие: идея христианского спасения, идея единства противоположностей, свобода личности, рационализм, антропоцентризм, самосознание как конечный пункт развития и т.д.
Что же остается, если будущее как большой идеал, ради которого мы живем, более нелегитимно, а прошедшая традиция навсегда осталась в прошлом? Отныне мы предоставлены сами себе в настоящем, мы руководствуемся не какой-то великой целью, которая определяла бы полностью наше поведение (например, категорическим императивом), но чем-то более утилитарным, (мы ждем все более быстрых принятий решений, все более быстрых последствий, что подтверждает развитие сферы коммуникации), но чем-то краткосрочным и быстрым.