Основные недостатки оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки
Введение
В настоящее время происходит усиление аналитической основы контроля, внедрение комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И поэтому более значимым становится повышение эффективности проведения камеральных проверок и контроля за налоговой отчетностью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Большое внимание налоговые органы уделают непосредственно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это связанно с тем, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемким, затратным по времени, по этой причине, этой формой налогового контроля охвачено малое количество налогоплательщиков. Именно камеральные налоговые проверки, являются главным звеном, усилив его, налоговая служба сможет повысить эффективность своей работы. Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по устранению основных недостатков оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы проведения, оформления и реализации камеральной налоговой проверки 5
1.1. Порядок проведения и оформление результатов камеральной налоговой проверки 5
1.2 Порядок составления акта камеральной налоговой проверки 13
2. Анализ оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки 23
2.1 Анализ результативности камеральных налоговых проверок межрайонной ИФНС по Новосибирской области 23
2.2. Примеры судебной практики по оформлению и реализации материалов камеральной налоговой проверки 25
2.3. Недостатки оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки 27
3. Рекомендации по решению проблемных аспектов оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки 30
Заключение 33
Библиографический список 35
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 26.03.2022);
3. Приказ ФНС РФ от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@ (ред. от 17.05.2021 №ЕД-7-2/488@);
4. Александров И. В. Расследование налоговых преступлений: учебное пособие для магистров / И. В. Александров. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-9916-3481-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 165 — URL: https://urait.ru/bcode/426317/p.165 (дата обращения: 10.04.2022).
5. Болтинова О. В. Налоговый контроль. Налоговые проверки : учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 160 с.;
6. Гончаренко Л. И. Налоговое администрирование и контроль : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. - 448 с.;
7. Гусева Т. Г. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. – 2019.
8. Жемчужникова И.В. Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения // Налоги и финансы. – 2016. – № 2. – с. 21-35.
9. Зотиков Н.З. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие / Зотиков Н.З. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 289 c. — ISBN 978-5-4486-0614-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86512.html (дата обращения: 01.04.2022).
10. Иншина Р.С. Выездные и камеральные налоговые проверки: практическое пособие - М: ИПЦ Маска, 2020. - 400 с.
11. Крохина Ю. А. Налоговое право : учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 503 с.;
12. Лагутина Л. Г. Организация и методика проведения налоговых проверок : учебник для вузов / Л. Г. Лагутина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 205 с.;
13. Лыкова Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 329 с.;
14. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / И.А. Майбуров [и др.].. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c.;
15. Ордынская Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Е. В. Ордынская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 448 с.;
16. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие, 2-е издание, перераб. и доп. / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов // М.: Дело и сервис, 2020. – 432с.;
17. Попонова Н. А. Организация налоговых проверок : учебное пособие / Н. А. Попонова. - Москва : Издательство «Научный консультант», 2018. - 124 с.;
18. Семенихин В. В. Налоговые проверки / В. В. Семенихин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ГроссМедиа, 2018. — 373 с.;
19. Черник Д. Г. Организация и методика проведения налоговых проверок : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина ; под редакцией Д. Г. Черника. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 271 с.;
20. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: налоговые проверки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина ; под редакцией Д. Г. Черника. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с.;
Положения Налогового кодекса возлагают на налоговиков обязанность вручения компании одновременно с актом налоговой проверки документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55). Например, в постановлении АС Уральского округа от 26.04.2018 по делу №А34-12498/2016 судьи отметили, что в нарушение положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ документы, исследованные инспекцией в ходе проверки и подтверждающие факты нарушений, приложены к акту проверки и представлены для ознакомления компании не в полном объеме. Часть документов, ссылка на которые содержится в акте и оспариваемом решении, датированы ранее начала проверки и не представлены в материалы дела, в связи с чем не могут быть использованы в качестве доказательств совершения соответствующих налоговых правонарушений. А в постановлении от 04.12.2018 по делу № А49-9455/2017 АС Поволжского округа указал, что непредставление налогоплательщику существенного объема материалов налоговой проверки является существенным нарушением его прав, а также процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. Вместе с тем неприложение выписок по расчетным счетам контрагентов к акту проверки не относится к тем нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки, предусмотренным п. 14 ст. 101 НК РФ, которые влекут безусловную отмену решения инспекции (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.02.2019 по делу № А63-3352/2017). Еще одна распространенная ситуация. Налоговики направляют извещение о рассмотрении материалов проверки по юридическому адресу налогоплательщика, но компания фактически находится по другому адресу и, соответственно, не знает о направленном извещении. Может ли данный факт послужить основанием для отмены решения проверяющих? В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, АС Дальневосточного округа от 20.07.2018 по делу № А51-10495/2017). Как видите, компания обязана обеспечить получение информации и корреспонденции, которая ей направляется, и, соответственно, риск неполучения такой информации и все негативные последствия несет именно она. Но случается, что и налоговики допускают небрежность и направляют извещение о дате и времени рассмотрения материалов проверки не по юридическому адресу компании (в связи с отсутствием по этому адресу), а по фактическому адресу нахождения проверяемой организации. В таких ситуациях суды отмечают, что обязанность налогового органа о направлении извещений по юридическому адресу налогоплательщика вытекает из прямого указания закона и не связано с нахождением или ненахождением организации по данному адресу. Поэтому ненаправление инспекцией извещения по юридическому адресу свидетельствует о несоблюдении налоговым органом требований законодательства о надлежащем извещении, что прямо рассматривается законом как существенное нарушение прав участника налоговых отношений (постановление АC Северо-Западного округа от 12.04.2016 по делу № А13-14571/2014).