Методы, способы и приемы отбора налогоплательщиков для проведения налогового контроля, их сравнительная характеристика (на примере конкретных налогоплательщиков)»
Введение
Актуальность состоит в том, что на сегодняшний день деятельность налоговых органов включает в себя несколько направлений, одним из которых является проведение мероприятий налогового контроля. Данные мероприятия являются важнейшей составляющей функционирования налоговых органов, поскольку они имеют несколько основных целей:
• дополучение налогов и сборов бюджет;
• выявление налоговых правонарушений и привлечение к ответственности;
• определение наиболее существенных проблем в области действующей системы налогообложения как по отдельным налогам, так и по налоговой системе в целом.
Как мы видим, мероприятия налогового контроля имеют значение для всех участников налоговых правоотношений: налогоплательщика, налогового органа и государства. Соответственно, требуется наличие соответствующей методики не только проведения, но и отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Наличие такой методики позволит не только получить дополнительные начисления в бюджет, но и снизить затраты рабочего времени и усилий налоговых органов. Однако, несмотря на важность анализируемого направления деятельности налоговых органов, ни на законодательном уровне, ни на концептуальном, до сих пор нет единой разработанной и утвержденной методики отбора налогоплательщиков с целью проведения мероприятий налогового контроля, что существенно снижает эффективность деятельности налоговых органов, особенно в контексте затрат времени и усилий. Все вышесказанное определяет актуальность темы настоящей курсовой работы.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования методов, способов и приемов отбора налогоплательщиков для контроля 6
1.1 Общая характеристика методов и способов отбора налогоплательщиков с целью проведения контрольных мероприятий 6
1.2 Приемы отбора налогоплательщиков и формирование информации о налогоплательщике 9
1.3 Критерии отбора налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля 13
2. Анализ организации подготовки проведения налоговых проверок налогоплательщиков по Новосибирской области 16
2.1 Общая характеристика организации проведения налоговых проверок налогоплательщиков по Новосибирской области 16
2.2 Формирование критериев отбора и отбор налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий 21
3. Проблемные аспекты организации отбора налогоплательщиков и пути их совершенствования 27
3.1 Проблемные аспекты организации отбора налогоплательщиков 27
3.2 Пути совершенствования организации отбора налогоплательщиков 29
Заключение 33
Библиографический список 36
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
2. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/
3. Гармаш В. О. Отсутствие рационального отбора налогоплательщиков для проведения проверок / В. О. Гармаш // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 8 (200). – С. 86-89.
4. Гудза Т.Г. Возможность применения зарубежного опыта проведения камеральных налоговых проверок по НДС в российской практике / Т. Г. Гудза // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2016. – № 9(46). – С. 22–27.
5. Гудзибеева А. А. Государственный финансовый контроль: проблемы и пути совершенствования / А. А. Гудзибеева // Перспективы развития АПК в современных условиях. материалы 6-й международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 273–278.
6. Еремизина Е. Н. Методические основы налогового анализа на различных уровнях экономической системы / Е. Н. Еремизина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 11 (124). – С. 1459-1466.
7. Мальцева А. А. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля / А. А. Мальцева // Modern science. №7–1. 2019.- С. 105–108.
8. Мартыненко Е. В., Казанцева М. В. Основные проблемы и направления совершенствования проведения выездных проверок / Е. В. Мартыненко, М. В. Казанцева // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». – 2016. – С. 165–168.
9. Нечахина А. И. Автоматизация отбора налогоплательщиков для выездного налогового контроля / А. И. Нечахина // Студенческий вестник. – 2020. – № 13-4 (111). – С. 73-74.
10. Новоселов К. В. Организация и методика проведения налоговых проверок / К. В. Новоселов. – М.: Норма, 2020. – 254 с.
11. Пронина А. А. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок / А. А. Пронина // Лучшая научная работа 2019. Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 25-29.
12. Результаты проверок, проводимых министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области: официальный сайт Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области. URL: https://mfnso.nso.ru/page/490
13. Рентабельность по отраслям по данным: официальный сайт Росстата РФ. URL: https://rosinfostat.ru/rentabelnost/
14. Россеев А. Ю., Туктарова Ф. К. Совершенствование процедуры отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки / А. Ю. Россеев, Ф. К. Туктарова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – №24. – С. 55–58.
15. Савина Л. Л. Методология предпроверочного анализа как инструмента отбора налогоплательщиков в целях планирования контрольных мероприятий / Л. Л. Савина // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 7. – С. 210-213.
16. Синегрибова И.В. Выездные налоговые проверки: актуальные вопросы проведения и пути совершенствования // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Материалы XI Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Шаралдаевой. 2019. С. 37-42.
17. Солярик М. А. Методы отбора налогоплательщиков с целью проведения выездной налоговой проверки / М. А. Солярик // Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. – 2015. – С. 259-265.
18. Статистика рынка труда в Новосибирске — «Бухгалтер». URL: https://gorodrabot.ru/salary?p=бухгалтер&l=новосибирск#:~:text=По%20данным%20ГородРабот.ру%2C%20средняя%20зарплата,рублей%20(модальная).%20Как%20мы%20считали%3F
19. Шелемех Н. Н. Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок в контексте бухгалтерской информации / Н. Н. Шелемех // Чаяноские чтения. Материалы I Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики. – 2020. – С. 361-366.
20. Шишков Р.С. Выездные налоговые проверки по законодательству РФ // ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ материалы X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 495-499.
Передовым также считаем опыт США. По принципу отбора налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля в США для осуществления данной технологии предлагается также выделить в структуре налогового органа специализированное классификационное подразделение, оснащенное соответствующими информационными и программными средствами, главной задачей которого будет являться отбор налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля. Резюмируя все сказанное в данном параграфе, можно сделать вывод, что в качестве рекомендаций нами предлагается нормативно закрепить положения об отборе налогоплательщиков в соответствующем нормативном акте; регулярно проводить мероприятия по повышению уровня налоговой грамотности налогоплательщиков; необходимо усилить работу аналитической составляющей деятельности путем внесения изменений в Налоговый кодекс РФ ; необходимо развить систему «предпроверочного анализа»; необходимо регламентировать деятельность налоговых органов в области предпроверочной подготовки как с нормативной, так и с методологической точки зрения; необходимо увеличить количество проверок, проводимых налоговыми органами совместно с органами внутренних дел. Кроме того, считаем эффективным внедрение в деятельность налоговых органов передового опыта зарубежных стран, в частности, относительно автоматизации отдельных этапов отбора. В целом, подводя итог данной главе, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отбор налогоплательщиков в целях налогового контроля налоговыми органами осуществляется разрознено, ввиду отсутствия единой методики. Полагаем, что решение данной проблемы позволит повысить эффективность не только непосредственно самой процедуры отбора налогоплательщиков, но и всего налогового контроля в целом.