Государственный бюджет как инструмент экономической политики
Введение
Бюджет любого государства - это концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени. Причем Государственный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т. е. зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил на политическом Олимпе. Следовательно, бюджет - квинтэссенция политики, выработанной не только правительством как органом исполнительной власти, а всей правящей элитой. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономи-ческой структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Содержание
Введение………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоритические основы государственного бюджета как инструмента государственного регулирования………………………………7
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………….7
1.2 Структура и виды государственного бюджета………………………11
1.3 Функции государственного бюджета………………………………15
1.4 Дефицит и профицит бюджета…………………………………..18
Глава 2. Особенности фискальной политики структура РФ………20
2.1 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ………………20
2.2 Анализ разрушения административной системы управления экономикой и нарастание бюджетных диспропорций в 1985 - 1990 годах ……22
2.3 Факторы углубления бюджетных диспропорций в 1985-1990 годах………………………………………….26
Глава 3. Направления, способы балансирования Государственного бюджета и его проблемы………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………44
Список используемой литературы
1. Абрамова М. А. Финансы и кредит / М. А. Абрамова. М.: Юриспруденция, 2003.
2. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской эконо-мики / В. С. Бард. М.: Экзамен, 2000.
3. Вавилов Ю. Я. Финансы / Ю. Я. Вавилов и др. М.: ИД «Социальные отношения», 2003.
4. Вахрин П. И. Финансы и кредит / П. И. Вахрин. М.: ИТК «Дашков и К», 2005.
5. Кизиль Е. В. Финансы и кредит / Е. В. Кизиль. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
6. Ковалев В. В. Финансы предприятий / В. В. Ковалев. М.: Проспект, 2004.
7. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие / Г. М. Колпакова. М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Леонтьев В. Е. Финансы, деньги, кредит и банки: учеб. по-собие / В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. СПб.: ИВЭСЭП, 2003.
9. Молокович А. Д. Финансы предприятий. Минск: БНТУ, 2004.
10. Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / О. Ю. Свиридов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
11. Семенов В. М. Финансы строительных организаций / В. М. Семенов. М.: Финансы и статистика, 2004.
12. Финансы / под ред. В. П. Литовченко. М.: ИТК «Дашков и К», 2005.
13. Финансы / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. М.: Эко-номист, 2003.
14. Финансы и кредит для студентов вузов. Ростов н/Д: Фе-никс, 2004.
15. . Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В. К. Сенчагова А. И. Архипова. М.: Проспект, 2004.
16. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Н. Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2003.
17. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2002
Важным этапом в частичных усовершенствованиях системы управле-ния народным хозяйством стал, так называемый “широкомасштабный экономический эксперимент”, начатый в 1984 году в двух союзных министерствах (Минтяжпроме и Минэлектротехпроме) и трех республиканских министерствах. До этого времени хозрасчетные фонды предприятия (фонд материального поощрения, фонды социального и производственного развития, т.е. средства, которыми предприятия могли распоряжаться относительно свободно, сохраняя их целевую направленность) определялись в пятилетнем и уточнялись в годовых планах, а излишние, с точки зрения вышестоящих органов управления, средства изымались у предприятия в виде платежей из прибыли. Влияние предприятий на величину средств, оставляемых в их распоряжении, было ограничено рамками стандартной процедуры иерархического торга при разработке планов хозяйственной деятельности. В ходе внедрения новой схемы стимулирования предприятий был изменен механизм формирования указанных фондов экономического стимулирования. Условия эксперимента предполагали формирование хозрасчетных фондов по приростным нормативам в зависимости от их величины в базовом году и прироста так называемых фондообразующих показателей (критериев). Например, устанавливалось, что фонд материального поощрения (из которого премировались работники предприятия) мог быть увеличен в текущем году (при наличии прибыли до отчислений из нее в бюджет) по сравнению с предшествующим базовым годом на определенное число процентов за каждый процент снижения затрат, приходящихся на 1 руб. товарной продукции. Фонд заработной платы аналогично увеличивался в соответствии с установленным нормативом в зависимости от прироста объема производства на предприятии.