Сергий Радонежский – мудрый политик и вдохновитель русского народа на борьбу за независимость
ВВЕДЕНИЕ
Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — крупное сражение войск русских княжеств во главе с Великим князем Владимирским и князем московским Дмитрием Ивановичем Донским против войск правителя части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 (21) сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). Битва на поле Куликовом — одно из важных событий русской истории. Оно вошло в учебники, в живопись, в литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича Донского на Дон сопровождает рассказ о благословении московского правителя Сергеем Радонежским. Этот очень краткий, но значительный сюжет знаком многим.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….
История Сергея Радонежского……………………………………………….
Сергий Радонежский и Куликовская битва…………………………………
Исторические источники…………………………………………………….
Смерть Сергия Радонежского………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2…………………………………………………………………..
Приложение 3…………………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Е.С. Поселянин, Сказание о святых вождях земли Русской. – М.: Православный паломникъ, 1997. – 192 с.
2. И.А. Сукневич, Битва на поле Куликовом. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 176 с.
3. Куликовская битва [Электронный ресурс] //Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовскаябитва
4. Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы [Электронный ресурс] //Родина. URL: https://rg.ru/2015/10/08/rodina-sergij.html
Остаётся лишь гадать, как послание Сергия, о котором идет здесь речь, попало в руки Дмитрия Донского. Ярким примером таких догадок, опирающихся, очевидно, лишь на "чутьё сердца", к которому прибегают некоторые авторы, которые пытаются "угадать то, на что не дают ответа соображения рассудка"13, являются рассуждения А. Л. Никитина. По его мнению, единственным посланником, который мог доставить великому князю грамоту Сергия, был Александр Пересвет. Основанием для такой догадки является целый ряд допущений и предположений, ни одно из которых не опирается на известные нам источники: тут и предположение о том, что Дмитриевский Ряжский мужской монастырь мог быть основан именно на том месте, где московского князя догнало послание Сергия Радонежского, и то, что в этом месте сам Дмитрий Иванович мог оказаться, поскольку "следовал первоначальному сообщению разведчиков, что ордынцы находятся в верховьях Цны", и то, что Пересвета мог послать князь Дмитрий Ольгердович, а сам Пересвет мог ехать из Переславля, а по дороге он "не мог не ночевать" в Троицком монастыре, где ему - "вполне естественно" - игумен "мог передать... "грамотку" московскому князю"... Впрочем, заключает сам автор этих умозрительных построений, "я не настаиваю на том, что всё так именно и происходило, однако это единственное возможное объяснение того факта, что Пересвет оказался столь тесно связан традицией с преподобным Сергием, а ратный подвиг брянского боярина приобрёл поистине эпические размеры". Только так, по мнению этого автора, "становятся понятны колебания авторов и редакторов повествований о Куликовской битве между "иноком", "чернецом" и "боярином", поскольку - следуя логике - кого, как не своего инока, Сергий мог послать к великому князю". Однако такие построения вряд ли имеют какое-то отношение к науке: количество "возможностей" здесь обратно пропорционально степени достоверности полученных результатов.