Обеспыливание карьерных автодорог битумными эмульсиями
Эксплуатация отвалов и автодорог является одним из производственных процессов от-крытой разработки полезных ископаемых. Интенсификация процессов добычи и переработки минерального сырья связана с значительным загрязнением окружающей среды. Вынос мелких минеральных частиц с поверхности автодорог и породных отвалов приводит к повышению запыленности воздуха и загрязнению прилегающей территории. Затраты, необходимые для компенсации наносимого при этом ущерба, могут быть настолько значительными, что существенно снижают эффективность открытых горных работ.
1. Выбор органических пылесвязующих.
Распространенными органическими вяжущими, используемыми в качестве связующих веществ, являются высокомолекулярные соединения (полимеры). Эти вещества представляют собой особый класс органических соединений, обладающий рядом таких важных свойств, как высокая пластичность и эластичность, способность к продолжительным динамическим де-формациям [1].
Битумы и их композиции также относятся к нефтеполимерным высокомолекулярным ма-териалам [2–3, 4, 5, 6]. Достаточно высокая механическая прочность битумов при отвержде-нии дает возможность проявлять их эксплуатационные свойства и как типично вязкий материал, и как упругое тело [4, 5, 6]. Можно выделить три технологических способа при работе с вязкими битумными материалами: разжижение, нагревание, эмульгирование [7].
Поскольку нами предлагается перевод органического пылесвязующего в наиболее техно-логичный эмульгированный вид (для «холодной» технологии обеспыливания), рассмотрим особенности использования битумных вяжущих в эмульгированном жидекотекучем состоянии.
Содержание не найдено
Библиографический список:
1. Тагер А. А. Физикохимия полимеров. – М. : Химия. 1978. – 554 с.
2. А.с. № 519468 (СССР). Профилактическое средство «Универсин-У» для борьбы с пы-леобразованием / П. Л. Ольков и др. – Опубл. 1976. Бюл. 24.
3. А.с. № 976107 (СССР). Пылесвязующий состав / П. Л. Ольков и др.– Опубл. 1982. – Бюл. № 43.
4. Гун Н. Б. Нефтяные битумы. – М. : Химия, 1973. – 432 с.
5. Колбановская А. С., Михайлов В. В. Дорожные битумы. – М. : Транспорт, 1973. – 264 с.
6. Печёный Б. Г. Битумы и битумные композиции. – М. : Химия, 1990.– 256 c.
7. Алферов В. И. Дорожные материалы на основе битумных эмульсий. Воронеж : изд-во ВГАСУ, 2003. – 152 с
8. Гохман Л. М. Структура полимерно-битумных композиций на основе ДСТ в зависимости от типа дисперсных структур битумов / Тр. СОЮЗДОРНИИ : вып. 80 – М., 1975
При использовании диспергатора стандартного типа, вязкость органических связующих в большей степени показывает, на сколько более качественными и устойчивыми могут быть получены эмульсии. Органические связующие меньшей динамической вязкости легче поддаются эмульгированию и эмульсии из них, как правило, являются более устойчивыми дисперсными системами. К таким предпочтительным для эмульгирования нефтематериалам мы относим тяжелые нефтяные остатки (ТНО) и продукты их окислительной стабилизации.
При приготовлении битумных эмульсий в ряде работ [4, 8] дана оценка степени качества различных органических связующих. В зависимости от структуры и группового углеводородного состава органических связующих могут быть получены более или менее устойчивые эмульсии.