Мадонны Рафаэля. Эволюция образа
Введение
Если анализировать творчество Рафаэля Санти, то можно заметить, что понять замысел его художественных исканий и замыслов можно лишь в том случае, если освободить свои творческие мысли от «хрестоматийно-глянцевых» наслаждений. По словам С. М. Стама, искусство Рафаэля с первого же взгляда поражает какой-то особой прозрачностью, ясностью и будто бы само собой понятной естественностью. Энрико Гамба говорил об искусстве Рафаэля так: “Рафаэль – это мера, ясность, гармония, отдых для глаз и для души среди покоя совершенны форм”. Именно это спокойствие и простота вводят в заблуждение многих зрителей, но стоит капнуть и разобраться с этим поглубже. Кажется, что творчество Рафаэля не слишком сложное. Так ли все обстоит на самом деле? По словам С. М. Стама: «Это очень сложная ясность и замечательная простота». Ошибочное мнение, что произведения Рафаэля легко и быстро рождаются у художника в готовом виде “словно родилось ниоткуда”, что было высказано еще В. Розенбергом. Однако каждая работа была результатом тщательного анализа всех деталей и раздумий над ними в течение долгих месяцев работы, что демонстрирует множество набросков карандашом, которые делал Рафаэль. Р. Гуттузо говорил: “Рафаэль – художник сложный. Уже тот простой факт, что он представляется таким ясным, таким прозрачным, таким «популярным», по всей видимости, таит какой-то подвох». По мнению автора, “эта ясность и прозрачность является лишь следствием, а чтобы понять, надо уметь проникнуть в самую суть его замысла, в его цвет, в его рисунок”. Среди гигантов Высокого Возрождения Рафаэль, как можно было заметить, является одним из величайших мастеров гармонии. В творчестве никакого другого ренессансного художника, кроме Санти, гармония не была столь полной. Неудивительным является тот факт, что в творчестве Рафаэля гармоническое начало становится абсолютным выражением сущности его искусства. Все чаще и чаще можно услышать мнение, что Рафаэль – это певец «спокойного равновесия, нежных чувств», который своим пением создает у слушателя ощущение умиротворения и покоя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................………... 3
ГЛАВА 1. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ ……………………………. 5
1.1. Краткая биография и творчество ………... 5
1.2. Этапы эпохи Возрождения ……………………………………..…………. 15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………. 30
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ….…………..…………… 31
2.1. Архитектура Возрождения………………………………..………………. 31
2.2. Скульптура Возрождения………………………………………………….. 35
2.3. Живопись Возрождения……………………………………………………. 55
Выводы по главе 2…………………………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 55
Список используемой литературы.
1. Ионина Н.А. «100 великих картин»,- М.:Вече,2000г, 512с
2. Власов В.Г. «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства»,- В 8т.Т 4сп.:Лита, 2001г, 832с
3. Болдырев Н.Ф. «Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрант»: биографическое повествование – 2-е изд. – Челябинск: «Урал LTD», 1998г, 464с
4. Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. – М.: Просвещение, 1961
5. Алтаев А. Впереди веков. – М.: Просвещение, 1959
6. Алтаев А. Звезда Италии. – СПб., 1980
7. Боженкова М.И. Рафаэль Санти. – СПб., 1994
8. Гращенков В.Н. Рафаэль. – М.: Искусство, 1975
9. Дажина В.Д. Рафаэль и его время. – М.: Знание, 1983
10. Кузьмина М.Т. История Зарубежного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1984
11. Лебедянский М.С. Портреты Рафаэля. – М.: Изобразительное искусство, 1988
12. Лебедянский М.С. Рафаэль. – М.: Слово, 1998
13. Любимов Л. Небо не слишком высоко. – М.: Детская литература, 1979
14. Пашут Л. Рафаэль. – М.: Искусство, 1981
15. Стам С.М. Флорентийские мадонны Рафаэля. Изд-во Саратовского ун-та, 1982
16. Энциклопедия для детей. Искусство. т. 7, ч. 1. – М.: Аванта+, 1997
17. С.М.Стам «Флорентийские Мадонны Рафаэля»
18. О.Б.Краснова «Энциклопедия искусства Средних веков и Возрождения» Олма Пресс Образование, 2002
19. Российская Академия Художеств НИИ теории и истории изобразительных искусств «История искусства» Издательство Искусство XXI век Республика М, 2003 год
20. М.С.Лебедянский «Великие мастера прошлого. Рафаэль Портреты Рафаэля» Изобразительное искусство, 1983 год
21. Е.Капретти «Мастера живописи. Рафаэль» Издательство «Белый город», 2000 год
22. Л.Пашут «Рафаэль» Издательство «Искусство», 1981 год
23. П. де Векки «Рафаэль» Издательство СЛОВО/SLOVO, 2004 год
24. Стародубова В.В. «Рафаэль» Изобразительное искусство, Москва, 1987 год
25. Ф.Павленкова Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ) Биографическая библиотека - «Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Рембрандт» Москва, Республика, 1993 год
26. А.К. Джевелегов «Творцы итальянского Возрождения» Республика, 1998 год, 2 тома
27. Культура эпохи Возрождения, Наука, Ленинград, 1986 год
28. Н.Синельникова «Сто шедевров. Искусство, рожденное любовью», Москва, АСТ, 2004 год
29. В.Н.Тяжелов «Малая история искусств», М., Искусство, 1981 год
30. Т.В.Ильина «История искусств. Западноевропейское искусство», М., Высшая школа, 1983 год
31. Академия Наук СССР научный Совет по истории мировой культуры; Комиссия по изучению культуры Возрождения,
32. Ответственный редактор Л.С.Чиколини, «Рафаэль и его время» Москва, Наука, 1986 год
33. Э.Делакруа «Рафаэль. Мысли об искусстве», Издательство Академии Художеств СССР, 1960 год
34. В.Н.Гращенков «Рафаэль», Москва, Искусство, 1975 год
35. Ц.Г.Нессельштраус «История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение», Москва, 2003 год
36. Редакционная коллегия «Рафаэль», М., 1961 год
37. Редакционная коллегия Рутенберг «Античное наследие в культуре Возрождения», 1970 год
38. В.А.Жуковский «Рафаэлева Мадонна», СПб 1885 год
39. Ю.Н.Бочаров Критическая статья «О личной жизни художника», 2003 год
40. Ю.К.Алексеева Критическая статья «Творчество гения», 1999 год
41. И.Чижова Критическая статья «Женские образы», 1998 год
42. Н.Е.Элиасберг «Рафаэль в собрании галереи Питти», Изобразительное искусство, 1972 год Рафаэль. Альбом репродукций, Москва, 1995 год
43. П.П. Гнедич «История искусств. Эпоха Возрождения Италии». Том 2, Москва 2000 год
44. Лика Карой «Рафаэль», Будапешт, Корвина, 1962 год
45. С.М.Бриллиант «Рафаэль. Его жизнь и художественная деятельность» СПб, 1891 год
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире. Зрелище это волнует и по сей день. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден к "Сикстинской мадонне", особенно в первой половине XIX века. Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах. Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы. Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто придет после нас.