Юридическая природа особого мнения судьи конституционного суда РФ
В настоящее время во всем мире уделяется особое внимание изучению судебной практики, в особенности, касаясь права одного из судей, который не согласен с тем решением, которое было вынесено коллегией и хочет высказать иную точку зрения относительно дела и его дальнейшего разрешения. Чаще всего оно трактуется как право на особое мнение судьи. Это же право находит свое отражение в Конституционном Суде Российской Федерации, что закреплено статьей 76 в Федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» .
Содержание не найдено
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 237.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Российская газета. – 1994. – № 138-139.
Басангов, Д. А. Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. – 2006. – №2. – С.24-34.
Крапивкина, О.А. Природа института особого мнения судьи в различных правовых системах // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 2. – С. 51-55.
Сергеев, С.Г. Конституционное право России. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 574 с.
Таблица особых мнений судей Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – URL: https://precedent.hse.ru/dissents/?judicature=88726943&judge=0 (дата обращения: 20.08.2021).
Шабанов Х. М., Омарова Л. А. Конституционный Суд РФ как особый орган конституционного контроля // Закон и право. – 2019. – № 8. – С. 27-28.
Но здесь имеются и благоприятные особенности, заключающиеся в косвенном влиянии общественного интереса к такой теме, поскольку очень часто можно слышать о реализации права на особое мнение со стороны судьи, участвующего в рассмотрении резонансных дел. После того, как такие дела публикуются, они изучаются и рассматриваются практикующими специалистами, юристами и просто гражданами.
Второй фактор связан с недостаточно сильным закреплением института особых мнений судьи в рамках нормативно-правовых актов. Так, большинство стран Европы устанавливает право заявления на особое мнение в той ситуации, когда судья не согласен с решением коллегии. В качестве примера можно привести Основной закон федеративной республики Германия. В 186 статье данного акта отмечается, что те судьи, которые не имеют согласия с выдвинутым решением, могут выражать свой протест об особом мнении в законодательно установленном порядке.
Закон