Особенности общения младших школьников в процессе учебной деятельности
Исследование вопросов общения младших школьников не новое направление в психолого-педагогической литературе, но оно не теряет своей актуальности и в настоящее время. Более того, интенсивное использование как в учебной, так и во внеучебной деятельности современных информационно-коммуникативных технологий, дистанционного обучения «выводит» проблему общения в целом, и содержательного общения в процессе изучения программного материала в частности в разряд приоритетных.
Литература:
1. Аникеева Н.П. О проблеме развития потребности в общении.// Формирование духовных потребностей учащихся: Науч. тр./ Новосиб. пед. ин-т. - Вып.136. 1977. С. 5-44.
2. Бодалев А.А., Новикова Д.И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников. /Обзор/. // Сов. педагогика. 1979. №5. С.138-14О.
3. Брунчукова Н.М. Общение младших школьников в малых группах в процессе изучения учебного материала Дис. ... канд. пед.наук. М.199З. 140 с.
4. Возрастное возможности усвоения знаний /младшие классы школы /Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 442 с.
5. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Дис. ... канд.психол.наук. М..198З. с.192 с.
6. Давыдов В.В. Развитие сознания, способностей и личности школьников в процессе учебной деятельности.// Образование и воспитание. 1992. №1.
С. 20-27.
7. Желтобрюхова P.M. Общение старшеклассников, как средство усиления их включенности в учебную деятельность: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Киев,1985. 22 с.
8. Занков Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 251 с.
Процесс обучения «обеспечивает» не только получение ЗУНов, но и то общение, которое имеет место: совместное решение учебных задач, работа в группах, ведение диалога по поиску рациональных способов нахождения результата предложенного задания, стоящей задачи и др.
Все виды деятельности имеют чрезвычайно важное значение в формировании всесторонне развитой личности школьника. Однако необходимо помнить о том, что в учебно-воспитательном процессе важна не только сама деятельность, ее результаты, но и то общение, которое возникает между детьми в этом процессе.
Эта проблема стала предметом специальных исследований педагогов и психологов (А.А. Бодалева, Е.В. Василевской, А.К. Дусавицкого, Р.М. Желтобрюховой, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломенского, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Т.К. Мухиной, Н.Н. Обозова, Е.В. Цукановой , Г.И. Щукиной и др.).
Однако анализ результатов исследований теоретиков и практиков учебно-воспитательного процесса убеждает в том, что несформи