Абсолютная монополия
Введение
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
На конкурентных рынках множество фирм предлагают значительно однородную продукцию, так что каждая фирма проявляет ничтожное влияние на цену, которую она принимает как данное. Напротив, монополия не имеет прямых конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену продукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, монополия устанавливает цену на предлагаемую рынку продукцию. Особого рассмотрения требуют так называемые абсолютные или чистые монополии, существование которых серьезнейшим образом воздействует на экономику того или иного государства или даже целого региона.
В данной работе будут рассматриваться последствия установления власти фирмы над рынком. Власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издержек фирмы.
Содержание
Введение3
Глава 1 Понятие абсолютной монополии5
1.1 Предпосылки и процесс формирования абсолютной монополии в историческом ретроспективе5
1.2. Роль абсолютной монополии в рыночном механизме8
Глава 2 Абсолютная монополия на сырьевом рынке15
2.1 Особенности абсолютной монополии на сырьевом рынке15
2.2 Методы регулирования абсолютной монополии20
Заключение26
Библиографический список
Библиографический список
Журавлева, Г. П. Микроэкономика : учебник / под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 415 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/3421. - ISBN 978-5-16-006111-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/966061 (дата обращения: 23.03.2022).
Макаренко Виктор Александрович История развития монополий как экономического субъекта // Известия СПбГЭУ. 2018. №3 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-monopoliy-kak-ekonomicheskogo-subekta (дата обращения: 10.04.2022).
Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р.М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 624 с. - ISBN 978-5-91768-450-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1845356 (дата обращения: 23.03.2022). – Режим доступа: по подписке.
Райзберг, Б. А. Курс экономики : учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева ; под ред. Б.А. Райзберга. — 5-е изд., испр. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 686 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1568. - ISBN 978-5-16-009527-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1735645 (дата обращения: 23.03.2022);
Драгунова И.В., Зотова Е.В, Скворцова М.А./ Концептуальные подходы к исследованию фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции // Вестник РУК. 2019. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-issledovaniyu-firmy-v-usloviyah-sovershennoy-i-nesovershennoy-konkurentsii (дата обращения: 10.04.2022).
Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию предоставленной фирмы.
Иным стереотипом выступает мнение, что будто монополист всегда желает сузить выпуск продукции. Это также не совсем верно.
По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки влияют два прямо противоположных фактора — понижающий и повышающий. Понижающий — так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация обеспечения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.).