Национальная идея в период Московского государства. «Москва – третий Рим»: первая формулировка национальной идеи
Введение
Очевидно, что история - это дисциплина, отражающая мировоззрение общества, в котором она изучается. В зависимости от этих установок меняются не только нюансы оценок или моральных знаков, установленных перед определенными событиями и персонажами, но и сама методология. В зависимости от того, кем и в каких исторических условиях была написана история народа (государства), в зависимости от национальной, конфессиональной и идеологической, а также классовой принадлежности автора (группы авторов, целой исторической школы), мы, очевидно, будем иметь разные результаты.
История не может быть "строгой наукой", это типичная гуманитарная область, которая отражает структуру человеческого духа, который всегда осуществляет (сознательно или бессознательно) цепочки самых сложных выборов.
Российская история во всех ее вариантах тоже является продуктом мировоззрения. Русские всегда выдвигали довольно амбициозные исторические проекты с ярко выраженным "универсализмом" и "мессианизмом", поэто
Оглавление
Введение2
1.Понятие национальной идеи5
2.Развитие национальной идеи на Руси8
3.Концепция «Москва — третий Рим»12
Заключение20
Список использованной литературы22
Список использованной литературы
Головатенко, А. Ю. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. [Текст] / А. Ю. Головатенко. –М. : Школа – пресс, 1994. - 256 с.
Данилов, А. Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV-XIX вв.) [Текст] / А. Г. Данилов. – Ростов н/Д : Феникс. 2007. – 303 с.
Каравашкин, А. В. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. [Текст] / А.В. Каравашкин, А.Л. Юрганов. - М., 2003. – 388 с.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т 9. [Текст] / Н. М. Карамзин. – М. : Книжная палата, 1999. – 569 с.
Национальная идея России. В 6 т. Т. I. – М.: Научный эксперт, 2012. – С. 63.
Николаева Н.В. «Москва – Третий Рим» – артикуляция русской идеи // Вестник МГУКИ. = М., 2009. – № 7 (27).
Никитин, Н. И. Основания русской истории [Текст] / Н. И. Никитин. -М. : Аграф, 2001. – 401 с.
Огоновская, И. С. Школьный учебник отечественной истории. Учебные издания как исторический источник [Текст] / И. С. Огоновская. - Екатеринбург : Урал. ун-т, 2011. - 256 с.
Ранчин А.М. Теория «Москва – Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI–XVIII вв.[Электронный ресурс ] – http://www.portal-slovo.ru/philology/44938.php (дата обращения: 25.04.22)
Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. 1463-1584. Кн. III [Текст] / Соловьев С. М. - М. : Эксмо, 2008. – 622 с.
Соловьев В. С. Русская идея. Соч. – М.: Республика, 1992. – C. 278
Эта концепция "расплаты за грехи" очень важна, поскольку она знаменует собой важный этап в эволюции национального сознания. В политической мифологии возникает важный диалектический фрагмент: "золотой век" киевской государственности уходит в прошлое, происходит своего рода "политическое отступничество" ("apostasy"), выражающееся в децентрализации, междоусобицах, потере целостности и, как следствие, приходе монголов ("Гоги и Магоги") лишает Россию независимости, ставит на колени.
Эта национальная диалектика учит русских людей позитивно оценивать единую государственность, солидарность и централизм.
В то же время не так важно, существовали ли эти реальности на самом деле: они постулируются историческим самосознанием, настойчиво утверждаемым в качестве инструмента идентификации.
Конец ордынского цикла приходится на XV век. Это уникальная дата в истории России.