Оценка применения системы управления рисками при осуществлении валютного контроля
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что таможенные органы стремятся повысить эффективность таможенного контроля, стараясь ориентировать его проведение на этап после завершения таможенной очистки. Реализация таможенного контроля с учётом данного принципа позволит значительно сократить время, требуемое на совершение таможенных операций, а также снизить расходы участников ВЭД. Налаживание механизма проведения таможенного контроля не может быть в полной мере достигнуто без использования актуальных способов администрирования, внедрения современных и эффективных технологий.Ключевым вопросом в данном контексте является баланс между свободой внешнеэкономической деятельности и контролем государственной администрации над своими субъектами. Проводимые в России рыночные реформы снизили, а в некоторых случаях полностью отменили барьеры на пути свободного движения денег и капитала. Значительно упрощен доступ российских промышленных и банковских структур к основным мировым рынкам, включая международные валютные, валютно-финансовые и рынки капитала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1 Теоретические аспекты основ управления рисками и валютного контроля в таможенной деятельности 4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности и общие положения о применении системы управления рисками 4
1.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства 13
2 Анализ валютного контроля в Российской Федерации и СУР при осуществлении валютного контроля 18
2.1 Валютная политика России на современном этапе развития 18
2.2 Оценка эффективности валютного контроля в РФ с использованием системы управления рисками и дальнейшее развитие СУР 19
3 Проблемы применения системы управления рисками, возникающие при осуществлении валютного контроля 28
3.1 Проблемы таможенных органов, возникающие при осуществлении валютного контроля за экспортно-импортными операциями 28
3.2 Направления совершенствования валютного контроля посредством применения системы управления рисками 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения 12.01.2022).
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 15.01.2022).
3. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразий-ского экономического союза) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 12.01.2022).
4. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
5. Великанова А. В., Паулов П. А. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3 (20). – С. 180–182.
6. Гриньке М. П. О практике надзора за исполнением законодательства о ва-лютном регулировании и валютном контроле Западно-Сибирской транс-портной прокуратуры // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в валютной сфере в условиях функционирования Та-моженного союза : сборник материалов круглого стола. – М. : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. – С. 64–67.
7. Карчевская И. А., Паулов П. А. Сущность государственного финансового контроля и место в нем валютного контроля // International Scientific Discoveries 2018 : XXXIII Международная научно-практическая конферен-ция. – Астрахань : Научный центр «Олимп», 2018. – С. 150–151.
8. Кожарская Т. С., Черненко-Фролова Е. В. К вопросу о валютном регулировании и валютном контроле в России // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 134–138
9. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. – № 1. – С. 7–16.
10. Минаева О. А. О совершенствовании работы таможенных органов по контролю за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельно-сти валютного законодательства Российской Федерации // Актуальные во-просы валютного контроля в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2017. – С. 13–16.
11. Непарко М.В., Пахомова О.В. Осуществление таможенными органами функций по обеспечению экономической безопасности России. Дневник науки. – 2019. – №4 (28). – С. 105.
12. Николаева И. Г. Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Юридическая наука. – 2018. – № 2. – С. 142-150.
13. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля. Вестник Калуж-ского университета. – 2019. – №2. – С. 73-77.
14. Пирогова А. В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Феде-рации // Известия Байкальского государственного университета. – 2014. – № 4 (96). – С. 40–50.
15. Скудалова Т. В. Применение мер таможенного регулирования в целях противодействия отмыванию грязных денег // Вестник Российской тамо-женной академии. – 2008. – № 1. – С. 47–53.
16. Струков В. М. Современные подходы к валютному регулированию и контролю // Мировая экономика в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : сборник материалов Международной научнопрактической конференции : в 2 т. / отв. ред. И. А. Айдрус. – М. : Изд-во Российского университета дружбы народов, 2018. – С. 180–183.
Федеральная таможенная служба России и Банк РФ в значительной степени взаимодействуют друг с другом в целях изучения деятельности организаций-однодневок. В данной области осуществлена разработка профилей риска, позволяющих своевременно выявить товары, которые ввозятся на территорию РФ и которые имеют завышенную стоимость. Располагая информацией, полученной от таможенных органов, об обстоятельствах сделки, имеющей своей целью осуществление незаконного вывоза капитала за пределы страны, банки вправе отказать в переводе финансовых средств. Так, мы можем говорить о том, что в Российской Федерации уделя-ется достаточно большое внимание разработке мер, направленных на своевременное пресечение нарушений законодательства в области валютного регулирования.