Личностно-профессиональные качества и умения педагога важные для общения
Введение
В результате проведенных исследований было установлено, что качество обучения зависит не только от умения педагога преподавать материал, но и от его отношения к обучающимся. С большой долей вероятности, педагог добьется успеха в своей профессии при одновременном соблюдении следующих условий:
- любовь к учебной дисциплине;
- любовь к обучаемым;
- стремление овладеть дисциплиной, которую преподает, с разных сторон, подробно, глубоко;
- уверенность в своих силах
Качество обучения напрямую связано с личностно-профессиональными качествами педагога. Для развития необходимых личностно-профессиональных качеств педагоги должны обладать педагогическим мышлением, то есть быть хорошо подготовлены в области психологии и педагогики.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 года утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Однако, данный приказ касается исключительно педагогов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Для педагогов высших учебных заведений следовало бы разработать документ, с аналогичными требованиями.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Характеристика педагога высшей школы …………………………………4
Личностные качества, которыми должен обладать педагог высшей школы………………………………………………………………………......4
1.2 Идеальный образ современного преподавателя ВУЗа ………………………………………………………………………………….………5
Глава 2. Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ………………………………………………………………………………….6
2.1 Компетенции профессионального педагога…………….………………………6
2.2 Требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в условиях реализации ФГОС …………………………………………………….…..7
Глава 3. Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ………………………………………………………………………………….11
3.1 Исследование уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию по методике Фетискина Н.Г, Козлова В.В, Мануйлова Г.М.…………….……………………………………………………..…11
3.2 Исследование коммуникативных и организаторских склонностей по методике Фетискина Н.Г, Козлова В.В, Мануйлова Г.М. ………………………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………………….16
Список литературы
1. Большунов А. Я., Тюриков А. Г. Формирование профессиональной субъектности как критерия качества высшего образования // Инновации в образовании. 2018. № 11. С. 45–52
2. Кокоева Р. Т., Хетагов В. К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=28800 (дата обращения: 15.04.2021).
3. Мерифилд Э. Любитель. Искусство делать то, что любишь / пер. с англ. А. Боровиковой и Е. Изотова. Москва: AdMarginem, 2018. 200 c.
4. Подольский А.И. Психологическая концепция П. Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 9–27.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Учебное пособие. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002. 362 с.
6. Фулер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 384 с.
7. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9–31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31
Статьи
1. Грибовский М.В., Ефимова Г.З., Сорокин А.Н. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука: Том 23. – 2021 - №1 – с.202-230.
Методика разработана психологами Фетискиным Н.Г, Козловым В.В, Мануйловым Г.М. для исследования коммуникативных и организаторских склонностей. Диагностика содержит опросник, состоящий из 40 вопросов, и ключа для обработки данных.
В процессе исследования респондентам 1 и 2 группы было предложено ответить на вопросы теста в форме «да» или «нет». Если респондент затруднялся в выборе ответа, необходимо было все-таки склонится к соответствующей альтернативе (+) или (–). Время на выполнение методики 10–15 минут. Анализ результатов исследования показал, что 60% респондентов 1 группы (12 человек) имеют высокий уровень коммуникативных склонностей. Во 2 группе высокий уровень коммуникативных склонностей демонстрируют 40% (8 человек). Респонденты с таким уровнем коммуникативных способностей не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, способны к взаимопомощи. Средний уровень коммуникативных способностей выявлен у 35% (7 человек) респондентов 1 группы и у 40% 2 группы (8 человек), им свойственно отстаивать свое мнение, стремление к контактам с людьми. Низкий уровень коммуникативных склонностей обнаружен у 5% (1 человек) респондентов 1 группы и у 20% респондентов 2 группы (4 человек). Кроме того, анализ результатов позволил определить, что 50% (10 человек) респондентов 1 группы присущ высокий уровень организаторских склонностей. Такие люди способны принимать решения в трудных ситуациях, проявляют инициативу. Во 2 группе респондентов этот показатель составляет 30% (6 человек). Средний уровень организаторских способностей выявлен у 40% (8 человек) респондентов 1 группы и у 50% (10 человек) 2 группы, им свойственно редкое проявление инициативы. Потенциал их склонностей отличается устойчивостью. Низкий уровень организаторских склонностей демонстрируют 10% (2 человека) 1 группы и 20% (4 человека) респондентов 2 группы, им свойственно проводить больше времени наедине с собой, нежели в компании, в новом коллективе чувствуют себя скованно, избегают принятия самостоятельных решений.