Мажоритарная и пропорциональная системы, их разновидности
Введение
Данная тема актуальна в наше время и она интересует многих людей. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы. Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности каждой избирательной системы способны привести к неблагоприятным последствиям таким как раскол партии, и даже распад страны. Таких случаев в истории существуют и их достаточно много. Избирательные системы очень отличается от многих других частей политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес для меня. Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования избирательной системы. Предметом данного исследования является правовое регулирование, которое складывается в ситеме избирательного права. В научной литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях - широком и узком.
Содержание
Введение 3
1.Понятие и сущность избирательной системы 5
2.Соотношение мажоритарной и пропорциональной избирательной системы 14
3.Особенности избирательной системы в России 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9.
2. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2.
3. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.02.2014.
4. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ(ред. от 05.12.2017) // "Российская газета", N 133, 14.07.2001.
5. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2018 (ред. от 18.04.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.
6. Веденеев Ю. А. Введение в избирательное право, М .2003.С.16.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.М.,1998. С.312.
8. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс.,2003.С.228.
9. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт: автореф. дис…канд. юрид. наук.СПб.,2003.С.8
10. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма – Инфра-М.,2000.С.205.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г.С.205.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М: Юристъ.1999.С.213.
13. Худодей Д.М. Классификация избирательных систем// Вестник Пермского университета. Юридические науки.Пермь.2016.С.260.
14. Маздогова З.З. Пропорциональная избирательная система: общая характеристика// Научно-методический электронный журнал «Концепт». Краснодар. 2015.С.2621-2625.
15. Нигметзянов Т.И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова №3.Кострома. 2015.С.186-190.
16. Мамина А. В. Мажоритарно-пропорциональная система выборов: достоинства и недостатки //Современные политические процессы. Тамбов.2006. С.90-98.
17. Кинзерская И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства., СПб: Университет им.Герцена, 2008. С.6.
Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии. Высокий процентный барьер, является также недостатком, он не позволяет пройти партиям, которые не настолько популярны, как та или иная, партиям, которые меньше по численности и силе влияния на людей. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а это означает, что избиратели начинают не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и необходимости реформ. «Таким образом, пропорциональная система практически компенсирует все основные недочеты мажоритарной, но, к сожалению, не лишена своих недостатков.»