Дж.С. Милль об экономических преимуществах мелкой земельной собственности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю.
Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтерисованна в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа Д. Рикардо и его ученика и последователя Дж. Ст. Милля.
Общественное отношение к работам Милля постоянно менялось: в 19м веке его признали завершителем развития классической экономической теории, а в 20м веке - систематизатором. Также высказывались взгляды, что Милль своими трудами проложил дорогу маржинализму.
Классическая политическая экономия прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что, безусловно, говорит об их ценности для экономической науки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЗГЛЯДОВ ДЖ. С. МИЛЛЯ 7
1.1. Экономическая ситуация в Англии конец XVIII начало XIX в. 7
1.2 Биография Дж. Ст. Милля 10
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. С. МИЛЛЯ 15
2.1 Развитие теории стоимости 15
2.2 Теория классов общества 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Бартенев, С.А. История экономических учений: курс в схемах: Учебное пособие / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, 2017. - 288 c.
3. Бартенев, С.А. История экономических учений: Уч. / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, 2017. - 672 c.
4. Биншток, Ф.И. История экономических учений: Учебное пособие / Ф.И. Биншток. - М.: Риор, 2018. - 416 c.
5. Благих, И.А. История экономических учений: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Благих, А.Н. Дубянский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 611 c.
6. Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
7. Войтов, А.Г. История экономических учений: Учебное пособие для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 c.
8. Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие для бакалавров / Г.Д. Гловели. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 777 c.
9. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических учений. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 381 c.
10. Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.
11. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с.
12. История экономики : учебник для среднего профессионального образования / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
13. История экономических учений. Учебник / Под ред. А.С. Квасова. - М.: Юнити, 2017. - 320 c.
14. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.С. Квасова. - М.: Юнити, 2016. - 495 c.
15. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. Автономов В.С., Ананьина О., Макашевой Н.. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
16. Мамаева, Л.Н. История экономических учений: учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - РнД: Феникс, 2016. - 253 c.
17. Покидченко, М.Г. История экономических учений: Учебное пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
18. Синельник, Л.В. История экономических учений (для бакалавров) / Л.В. Синельник. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.
19. Холопов, А.В. История экономических учений (для бакалавров) / А.В. Холопов. - М.: КноРус, 2019. - 336 c.
20. Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
21. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Уч. / Я.С. Ядгаров. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
Производительным можно считать труд, создающий полезность, которая может существовать долго, этот труд воплощен в предметах. Собственно, непроизводительный труд не создает материального блага, а, наоборот, сокращает величину его потребления работниками, которые заняты этим трудом. Подобное различие применимо и к потреблению. Непроизводительное потребление – потребление, которое ни прямо, ни косвенно не способствует производству. Милль считал, что важно именно различие между трудом, обеспечивающим производительное потребление (труд, направленный на увеличение производственных ресурсов страны), и трудом, обеспечивающим непроизводительное потребление. Политэкономия не может рассматривать деньги в качестве капитала, хотя часто под капиталом понимаются именно деньги. Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений и существующий «путём его постоянного воспроизводства». Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради будущих благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента. Функция капитала в производстве состоит в том, что он обеспечивает необходимые для производственной деятельности здания, охрану, орудия и материалы, а также питание и иные средства существования для работников во время производственного процесса. Все, что предназначается для обеспечения производительного труда разнообразными условиями – все это и есть капитал. Запасы превращаются в капитал благодаря выбору, который делает капиталист, когда он распределяет доход между непроизводительным и производительным потреблением.