Методические условия работы старшеклассников с архивными документами и материалами личного происхождения при изучении великой отечествееной войны на уроках истории
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, в эпоху развития современных информационных технологий первостепенным умением современного человека становится умение работать с большим массивом разнородной информации. Для российской общеобразовательной школы развитие данного умения среди учащихся особенно важно, поскольку современных урок истории невозможно представить без непосредственного изучения исторических источников. Использование первоисточников позволяет решать множество задач, которые обусловлены требованиями историко-культурного стандарта, а также заданиями Единого государственного экзамена.
Тема Великой Отечественной войны, являясь одной из ключевых тем в курсе изучения истории России должна способствовать воспитанию чувства патриотизма среди учащихся, а также формированию причастности к истории своего Отечества. Воспитательный потенциал, который кроет в себе данная тема не может раскрыться при изучении, сугубо, что называется, «сухой» фактологии. Учащимся необходимо погрузиться в события этой эпохи, для чего, на первое место выступают документы и материалы личного происхождения, изучение которых позволит учащимся увидеть не только абстрактные события давно минувших дней, но и позволит увидеть непосредственные свидетельства самих людей, с их мыслями, мотивами и поступками, что в свою очередь, раскроет эмоциональную составляющую изучения данной темы, которая необходима для воспитания лучших качеств человека. Именно поэтому в современном школьном историческом образовании актуальна проблема формирования умений и навыков для работы с документами и материалами личного происхождения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК 8
1.1. История формирования источников личного происхождения по теме «Великая отечественная война» 8
1.2. История формирования источников личного происхождения по теме «Великая отечественная война» в Башкирии 21
1.3. Архивные материалы личного происхождения как один из видов источников для изучения Великой Отечественной войны 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОКУМЕНТОВ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ШКОЛЕ 37
2.1. Источники личного происхождения в контексте требований к усвоению учебного материала по истории 37
2.2. Приёмы и методы работы с источниками личного происхождения 41
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОКУМЕНТОВ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» В ШКОЛЕ 51
3.1. Анализ применения архивных материалов и документов личного происхождения в школьных учебниках 51
3.2. Методическая разработка работы учащихся с материалами и документами личного происхождения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Нормативные правовые акты
1. Методические рекомендации по комплектованию, описанию, учету и использованию документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. М.: Росархив ВНИИДАД, 2020. 185 с.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015 (Дата обращения: 07.04.2022).
Документальные и статистические материалы
3. Архивная справка филиала ЦАМО (военно-медицинских документов) 6/1/0-180 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://disk.yandex.ru/i/vKV8u0nhDNRINA (Дата обращения: 18.04.2022).
4. Андриянов П.М. Великая Отечественная. Т. 15(4-1). Битва под Москвой: Сб. док. М.: ТЕРРА, 1997. 467 с.
5. Ахмадиев Т.Х. и др. Документы мужества и героизма. Башкирская АССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945). Сборник документов и материалов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980. 357 с.
6. Ахмадиев Т.Х. и др. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. Уфа: Китап, 1995. 540 с.
7. Директива №21 (План «Барбаросса») [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: http://militera.lib.ru/h/1941/06.html (Дата обращения: 18.04.2022).
8. Журнал боевых действий 164 сд [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://goo.su/DO7HxHZ (Дата обращения: 18.04.2022).
9. Журнал боевых действий войск 39 А за июнь месяц 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://goo.su/RZwu (Дата обращения: 18.04.2022).
10. Журнал посещений Сталина 22.06.1941 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://goo.su/uWRqv (Дата обращения: 18.04.2022).
11. Наградной лист к ордену «Красная звезда» Халитова А.Л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://clck.ru/fhYof (Дата обращения: 18.04.2022).
12. Самсонов А.М. Вторая мировая война. Книга 1. Общие проблемы. М.: Наука, 1966. 447 с.
13. Самсонов А.М. Вторая мировая война. Книга 2. Военное искусство. М.: Наука, 1966. 409 с.
14. Самсонов А.М. Вторая мировая война. Книга 3. Движение сопротивления в Европе. М.: Наука, 1966. 348 с.
15. Соколов А.М. и др. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 16(5-1). Ставка ВГК, 1941 г.: Док. и материалы. М.: ТЕРРА, 1996. 448 с.
16. Учётная карточка Халитова А.Л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://goo.su/dnDB (Дата обращения: 18.04.2022).
Мемуары
17. Азаров И.И. Осажденная Одесса. М.: Воениздат, 1962. 212 с.
18. Баранов С.Н. Ветер с Балтики. М.: Воениздат, 1967. 199 с.
19. Батов П.И. В походах и боях. М.: Воениздат, 1962. 528 с.
20. Гареев М.Г. Штурмовики идут на цель. М.: ДОСААФ, 1972. 78 с.
21. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника генерального штаба сухопутных войск. Том 3. М.: Воениздат, 1969. 328 с.
22. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Том 2. М.: Олма-Пресс, 2002. 415 с.
23. Кершоу Р. 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных. М.: Яуза, 2010. 670 с.
24. Мурзин Д.Г. Фронт в тылу врага. М.: Китап, 2005. 182 с.
25. Осташевская Г.А. Шла на фронт девочка. М.: Китап, 2015. 192 с.
26. Пикунов А.С. Кирпичики Победы. М.: Китап, 2008. 232 с.
Периодическая печать
27. Доклад первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущёва Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза // Известия ЦК КПСС. 1989. №3. С. 128-167.
II. Литература
28. Быков А.В. Мемуарная литература в историографии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. №3. С. 55-64.
29. Вагин А.А. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
30. Волобуев О.В. и др. История России: начало XX – начало XXI в. 10 кл. М.: Дрофа, 2016. 369 с.
31. Вяземский, Е. Е. Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для ВУЗов. М.: Владос, 2003. 384 с.
32. Георгиева Н.Г. Мемуары, как феномен культуры и исторический источник // Вестник РУДН, сер. История России. 2012. №1. С. 126 – 138.
33. Горинов М.М., Данилов А.А. История России. 10 класс. В 3 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч.2. 178 с.
34. Гуськов А.Г. и др. Вклад историков в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 383 с.
35. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2009. 288 с.
36. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М.: Просвещение, 1969. 128 с.
37. Кодан С.В. Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений // Genesis: исторические исследования. 2014. № 3. С.60 – 93.
38. Козлов В.П. Фронтовые письма 1941-1945 гг. как молитвы: К 65-летию Победы // Вестник архивиста. 2010. № 2. С.24 – 47.
39. Курносова А.А. О попытке К. Симонова создать архив военных мемуаров // Отечественные архивы. 1993. №1. С.63 – 71.
40. Манданова, Е.С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся основной школы: методическое пособие. М.: ПроСофт М, 2014. 170 с.
41. Мякушев С.М. Сохранить память о войне // Отечественные архивы. 2020. № 1. С. 6 – 7.
42. Пушкарев Л.Н. Победный 1945 год во фронтовом фольклоре // Российская история. 2010 № 3 С.53‒57.
43. Святченко И. В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты // Мир науки: интернет-журнал. 2016. №5. С.1 – 5.
44. Сенявская Е.С. Человек на войне. М.: Институт Российской истории РАН, 1997. 232 с.
45. Сенявская Е.С. 1941 – 1945. Фронтовое поколение. Историко – психологическое исследование. М.: Институт Российской истории РАН, 1995. 87 с.
46. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2000. 240 с.
47. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 2012. 345 с.
48. Тишков В.А. У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы. СПб.: Прометей, 2012. 524 с.
49. Шумейко М.Ф. Деятельность комиссии по истории Великой Отечественной войны при ЦК КП(Б) Белоруссии. 1942 – 1946 гг. // Советские архивы. 1985. №2. С.36 – 42.
III. Электронные ресурсы
50. Булыгина Т.А. Региональная история: поиски новых исследовательских подходов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: http://www.history.vuzlib.su/book_o064_page_75.html (Дата обращения: 02.03.2022).
51. Бурова Е.М. Собирание документов личного происхождения периода Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=44280929 (Дата обращения: 01.03.2022).
52. Гуськов А.Г. Живые голоса войны: архив комиссии по истории Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=25333869 (Дата обращения: (01.03.2022).
53. Комадорова И.В. Педагогическое знание как ценность в системе культурологической парадигмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=28829590 (Дата обращения: 02.03.2022).
54. Сайт выставки «Накануне войны» // Официальный сайт Министерства Обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://mil.ru/files/files/camo/gallery_1.html (Дата обращения: 01.03.2022).
55. Сайт выставки «Первый день войны» // Официальный сайт Министерства Обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://mil.ru/files/files/camo/gallery_2.html (Дата обращения: 01.03.2022).
56. Официальный общероссийский портал «Архивы России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://mil.ru/files/files/camo/gallery_1.html (Дата обращения: 01.03.2022).
57. Сайт проекта «Непридуманные рассказы о войне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://mil.ru/files/files/camo/gallery_1.html (Дата обращения: 01.03.2022).
58. Сайт проекта «Блокада. Голоса». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://www.blockade-voices.ru/about (Дата обращения: 01.03.2022).
59. Сайт проекта «Я помню». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://iremember.ru/about/ (Дата обращения: 01.03.2022).
60. Сайт проекта «Военный альбом». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://waralbum.ru/about/ (Дата обращения: 01.03.2022).
61. Сайт проекта «ОБД Мемориал». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://obd-memorial.ru/html/about.htm (Дата обращения: 01.03.2022).
62. Сайт проекта «Подвиг народа». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://obd-memorial.ru/html/about.htm (Дата обращения: 01.03.2022).
63. Сайт проекта «Память народа». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://pamyat-naroda.ru/ (Дата обращения: 01.03.2022).
64. Седельникова Н.А. Значение и основные задачи исторического краеведения в современном школьном историческом образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=28829590 (Дата обращения: 02.03.2022).
Для описания лишений и мужества людей в блокадном Ленинграде, в двадцать третьем параграфе учебника под названием «Человек и война: единство фронта и тыла», также используются свидетельства очевидцев блокадного Ленинграда. Так, например, во втором пункте параграфа «Человек на войне» используются воспоминания академика Д.С. Лихачева: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие – злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее» . В следующем, двадцать четвертом параграфе под названием «Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом» в пункте «Разгром немецких войск под Сталинградом» предлагаются к изучению фрагмент дневника труженика тыла: «Утром выслушаешь радио – так и воспрянешь духом... Гнать, гнать! К осени бы все кончить! Как изменились настроения в тылу после великой победы под Сталинградом? ... Гнать, гнать! К осени бы все кончить!». Поле изучения данного фрагмента учебником предлагается высказать свои суждения о том, каким образом изменились настроения в тылу после победы в Сталинградской битве и можно ли считать эти изменения, как одну из составляющих коренного перелома в Великой Отечественной войне.