Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний

Скачать реферат, в котором рассматривается научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
07.10.2023
Объем файла
38 Кб
Количество страниц
11
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

С конца XIX до середины XX веков в науке произошли радикальные изменения, связанные с формированием нового неклассического естествознания. Внимание философов и методологов науки обращено на поиск нового обоснования и на переосмысление статуса научного знания и познания – ведь человеческое познание было, по существу, сведено к научному знанию. В 20-30-е годы XX века доминирующим направлением в западной философии стал логический позитивизм или неопозитивизм. Его главная цель-построить нейтральную (т. е. непредвзятую) интерпретацию для эмпирической науки.) язык описания действительных «состояний дел», чтобы теоретические положения могли быть выведены в соответствии со строжайшими логическими законами из протокольных положений опыта, а предсказания теории могли быть подтверждены (верифицированы) ссылкой на наблюдение и эксперимент.
К 60-м годам ХХ века невозможность полной, окончательной верификации и абсолютно чистого языка наблюдения становилась все более очевидной. Родился постпозитивизм, основателем которого был Карл Поппер (1902-1994). К. Поппер считал фальсификацию главным критерием научности, то есть фундаментальной возможностью опровергнуть (фальсифицировать) любое научное утверждение или научную теорию в том случае, если их предсказания расходятся с эмпирическими, экспериментальными данными. В результате «фальсификации» вероятность того, что альтернативная гипотеза, утверждение или теория верны, будет увеличена, и, тем не менее, они тоже не могут быть полностью доказаны и впоследствии будут проходить процедуру фальсификации вместе с новыми альтернативами. 

Оглавление

Введение 3

1.  Теоретическая основа понятий «научная революция» и нелинейности роста знаний 5

2. Типология научных революций 7

3.  Концепция Т. Куна 9

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Список использованной литературы

1. Кузнецов В. Понимание науки в контексте культуры. Предисловие к сборнику .

2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с английского. Компания. Кузнецов В. Ю. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. 605 с.

3. Степин В. С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

4. Леглер В. А. Научные революции при социализме. 

5. Леглер В. А. К истории дискуссии в современной теоретической геологии // Вопросы истории естествознания и техники. 1988, № 3.

6. Леглер В. А. Тектоника плит как научная революция. В сборнике: Геологическая история территории СССР и тектоника плит. - М.: Наука, 1989.

7. Леглер В. А. Правда дороже? // Знание-сила. 1989, № 4.

8. Леглер В. А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.

9. Леглер В. А. Идеология и квазинаука. В сборнике: Наука и власть. - М.: Изд-во Института философии АН СССР, 1990.

10. Количественные аспекты роста организмов. - М.: Наука, 1975. - 292 с.

11. Материалы по науковедению. - Киев: СОП (Совет по образованию. производит. войска Украинской ССР), 1969. Вып. 3. 142 с.

12. Прайс Д. Малая наука, Большая наука. В сборнике Наука о науке. - М.: Прогресс, 1966. - С. 281-384.

13. Селье Г. - М.: Наука, 1972. - 122 с.

14. Поппер К. Нормальная наука и связанные с ней опасности. В сб. С. 525-537.

15. Брунер Дж.Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

16. Вернадский В. И. Размышления естествоиспытателя. Научная мысль как планетарный феномен. Книга вторая. - М.: Наука, 1977. - 191 с.

17. Философские вопросы современной физики. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. Цит. по.

Примерами первого типа могут служить революция в медицине, вызванная открытием кровообращения В. Гарвеем (1628); революция в математике, вызванная открытием дифференциального исчисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем; кислородная теория Лавуазье; переход от механической картины мира к электромеханической, обусловленный открытием теории электромагнитного поля. Они не изменили познавательных установок классической физики, идеалов и норм исследования (признание жестко детерминированных связей процессов и явлений, исключение помех, связанных с приборами и средствами наблюдения и т. д.). Примером научной революции второго типа является открытие термодинамики и последовавшая в середине XX века квантово-механическая революция, приведшая не только к переосмыслению научной картины мира, но и к полному сдвигу парадигмы, изменившему также стандарты, идеалы и нормы исследований. Была отвергнута субъектно-объектная оппозиция, изменены способы описания и обоснования знаний, признана вероятностная природа изучаемых систем, нелинейность и бифуркация развития.

 

Похожие работы