Особенности государственного финансового регулирования экономики РФ
Введение
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство. Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением. Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов. Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Оглавление
Введение 3
Место и роль органов власти в рыночной экономике 4
Концепция государственного вмешательства в экономику 6
Цели экономической политики, их виды и соотношение 8
Объекты регулирования 11
Виды инструментов, применяемых государством 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.costitution.ru.
2. Антонова М.Е. О налоговом механизме решения социальных проблем // Финансы. — 2009.— №1. — С. 24-29.
3. Бобыков В. Адресная социальная поддержка населения // Человек и труд. — 2008. — №6. —С. 42-45.
4. Данакин Н.С. Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Материалы Х Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. — Белгород: Остащенко А.А., 2013. —С. 68-71.
5. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита / М.Э. Дмитриев // Общественные науки и современность. — 2008. — №3. — С. 16-32.
При разработке концепции государственного вмешательства в экономическую систему важно продумать и эффективно применить инструменты воздействия на выбранные объекты. Инструменты государственного воздействия на экономику – используемые конкретные средства воздействия правительства на социально-экономические процессы (налоги, кредиты, законодательные акты и пр.). Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику. Это прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Косвенное вмешательство осуществляется с помощью различных экономических инструментов (налоги, субсидии, государственные ценные бумаги и пр.). Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, концепции и инструменты которых будут рассмотрены в дальнейшем. Рассмотрим содержание применяемых инструментов более подробно. 1. Правовые инструменты. Любая программа действий правительства оформляется и принимается как официальный документ. Кроме того, законодательная система определяет законодательно порядок действий, условия и возможности применения сделок, контрактов в экономической сфере для физических и юридических лиц. Это своеобразные «правила игры», на основании которых определяются отношения между экономическими агентами. Законодательные акты классифицируются в зависимости