Идеологи Революционного Народничества: П. Л. Лавров
Введение
70-е годы XIX века в России прошли под знаком подъёма революционного движения. Именно на этот период приходится расцвет революционного народничества. Представители этого направления общественной жизни сначала основывали свои воззрения на работах ранних русских социалистов – А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, а потом стали вырабатывать свою собственную идеологию, выразителями которой стали М. А. Бакунин (анархизм), П. Л. Лавров («пропагандистское» направление), П. Н. Ткачёв («заговорщическое» направление). Идеология народников формировалась не сразу и не была единой, как не было и единой народнической организации.
Идеологом второго направления в народничестве -- пропагандистского, -- был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 -- 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
1 ГЛАВА. Формирование политической теории народничества……………..
1.1. Социально-исторические предпосылки-условия возникновения народничества…………………………………………………………………….
1.2. Теоретико-методологические основы политической теории народничества.
1.3. Полемика о роли и месте государства в будущем обществе……………..
2 ГЛАВА. Проблемы государства и революции в политической теории народничества…………………………………………………………………….
2.1. Концепция солидарного государства П.Л. Лаврова………………………
2.2. «Подготовление будущего общества» П.Л. Лаврова……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
Список используемых источников и литературы:
Источники:
1. Бакунин М. А. 1876 1926. Неизданные материалы и статьи. М., 1926.
2. Лавров П.Л. Введение в историю мысли // Знание № 1,2, 1874.
3. Лавров П.Л. Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма // В поисках своего пути: Россия ме&ду Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX в.: Для высших учебных заведений: В 2 ч. 4.1. М.,1994.
4. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы: В 8 т. Т. 1-4. М., 1934-1935.
5. Лавров П.Л. Исторические письма. Пг, 1917. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/p_l_lavrov_1/Лавров%20-%20Исторические%20письма/
6. Лавров П.Л. Народники-пропагандисты 1843-1878 гг. Л., 1925. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/p_l_lavrov_1/Лавров%20-%20Народники-пропагандисты%201873-1878%20года/
7. Лавров П.Л. О религии. М., 1989.
8. Лавров П.Л. Ответ русскому конституциалисту // Вперед! №21.
9. Лавров П.Л. Современные учения о нравственности и её история // Отечественные записки 1870 №3-6,8.
10. Лавров П. Л. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1922.
11. Лавров П. Л. Теория и практика прогресса // Слово. 1881. № 14.
12. Аптекман О.В. Из истории революционного народничества: Общество «Земля и воля» 70-х гг.: По личным воспоминаниям. Спб, 1924.
13. Антонов В.Ф. Революционное творчество П.Л. Лаврова. Саратов, 1982.
14. Васильев А.В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П.Л. Лаврова. М., 1995.
15. Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981.
16. Итенберг Б.С. П.Л.Лавров в русском революционном движении. М., 1988.
Электронные ресурсы:
17. Семенкова Т.Г. Историческая роль П. Л. Лаврова в создание концепции народников-пропагандистов в теории ХIХ века «Русский социализм» // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-rol-.. (дата обращения: 10.05.2022).
Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще. Надо отметить, что далеко не сразу дворяне-вольнодумцы (особенно это относится к Бакунину и Лаврову) превратились в отъявленных ниспровергателей общественных устоев. В частности, П.Л. Лавров в одном из первых своих публицистических выступлений в печати ("Письмо к издателю", 1857 г) ратует за "постепенное и необходимое совершенствование человечества". Здесь же он отмечает, что при невысоком уровне развития современной науки как утверждение, так и отрицание "великих вопросов совершенствования" одинаково невозможны, а между тем эти проблемы требуют серьезного осмысления. Таким образом, первые попытки Лаврова определить историческое значение феномена государственности исходят из умозрительно-теоретических, научно-познавательных предпосылок. В "Исторических письмах" оппозиционный мыслитель рассматривает важнейшие элементы социальной жизни сквозь призму так называемой идеализации. Эта идеализация, по его мнению, основывается на естественном стремлении человека "придать… сознательный характер действиям бессознательным и полусознательным, а действия сознательные перевести с более элементарной ступени на высшую". Когда речь идет о повышении интеллектуального статуса реальных и правомерных потребностей индивида, то, по Лаврову, мы имеем дело с истинной идеализацией, если идеализация является идейным прикрытием для каких-то дурных устремлений и поступков человека, тогда она является призрачной или ложной. Этот подход, по его мнению, правомерен и при оценке общественных форм, выработанных в ходе исторического развития человечества[4].