Выездной микрореабилитационный центр как эффективная стационарозамещающая технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Развитие новых технологий, их эффективное внедрение в самые разнообразные стороны жизни человека в настоящее время стало неотъемлемой частью развития современного общества. На сегодняшний день в России создана полноценно функционирующая система социального обслуживания населения. В начале третьего тысячелетия поиск новых эффективных форм оказания социальной помощи населению – одна из современных тенденций социального обслуживания граждан. Среди них следует выделить широкую ориентацию на использование стационарозамещающих технологий.
В структуре первичной детской инвалидности первое место занимают психические расстройства и расстройства поведения, за ними следуют – болезни нервной системы, на третьем месте – врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения. Однако зачастую ребенок имеет сразу несколько нарушений в развитии. Речь идет о тяжелых множественных нарушениях. Такие дети, как правило, не обучаемы по состоянию здоровья, либо находятся на домашнем обучении [1].
Тяжелое состояние здоровья и ограничения в передвижении затрудняют, а иногда делают невозможным прохождение комплексной реабилитации в реабилитационных центрах в стационарных условиях без сопровождения родителей. Существенная часть детей-инвалидов проживает в отдаленных районах области, где нет специализированных учреждений. Кроме того, в некоторым семьям, воспитывающим детей-инвалидов, материальное положение не даёт возможности приобрести необходимое реабилитационное и развивающее оборудование для использования дома. Это приводит к эмоциональному выгоранию, вследствие чего снижается мотивация родителей к реабилитации ребенка. Между тем, главная особенность семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, это потребность в постоянной реабилитации. Для оказания комплексной социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, необходимо внедрение в практику новых форм работы [2].
Содержание не найдено
Литература и источники
1. Лежнев К. К., Панченко Е. В., Чернова А. В. Организация работы по внедрению стационарозамещающих технологий // Социальная работа: теория, методы, практика. 2021. № 4. С. 53-62.
2. Ластовская Г. С. Стационарозамещающие технологии в оказании реабилитационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная наука. 2021. № 11-2. С. 103-105.
3. Антипова Е. И. Развитие стационарозамещающих технологий социальной работы с маломобильными гражданами (опыт Челябинского городского округа) // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 175.
4. Государственное автономное учреждение «Кемеровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». URL: https://flamingo42.ru/index.php/o-tsentre/obshchaya-informatsiya
Социальный эффект стационарозамещающих технологий заключается в обеспечении возможности получения квалифицированной помощи и поддержки по месту жительства. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ нуждаются в непрерывной реабилитации, но отдаленность места проживания семьи от стационарных учреждений или тяжелое состояние ребенка не позволяют проходить реабилитацию в стационарных условиях. Для таких детей в Кемеровской области на базе «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Фламинго» [4] создана социальная служба «Выездной микрореабилитационный центр». Его основная задача – проведение комплексной реабилитации и (или) абилитации в домашних условиях, в привычной для ребенка обстановке, что обеспечит доступность и непрерывность. При правильной организации работы в этом направлении, достигается полноценный медицинский и социальный эффект.