Некоторые аспекты воспитательного влияния математики на развитие личности студента вуза
Аннотация
В статье рассматривается воспитательное влияние математики на личность студента в процессе обучения в вузе. Приводятся примеры реализации воспитательной функции математики при использовании традиционных и дистанционных форм обучения, а также при научно-исследовательской деятельности студентов Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современных реалиях реализуются принципиально новые образовательные системы и технологии, однако воспитательная роль обучения в вузе остается очень важной составляющей этого процесса. Существует распространенное мнение о том, что в ближайшем будущем обучение с помощью дистанционных технологий по большей части сможет заменить непосредственный контакт с преподавателем. Очевидно, что снижение роли воспитательного компонента в обучении может привести к проблемам коммуникации студентов. С другой стороны, также есть мнение о том, что воспитательная функция в процессе обучения студентов математическим дисциплинам не является обязательной, что другие дисциплины, особенно гуманитарной направленности, лучше решают задачи воспитания.
Содержание не найдено
Список литературы не найден
Социально-экономическое развитие современного общества, рыночная система в экономике предлагают социальный заказ: сформировать полноценную творческую личность. Новая образовательная среда, новые технологии обучения, основанные на системе индивидуальной подготовки специалистов, востребованы сегодня. Выпускнику высшего учебного заведения необходимо уметь целенаправленно востребовать и в интегральной связи использовать «аппарат» каждой изученной в вузе дисциплины для всестороннего знакомства с природными явлениями и решением практических задач в учебе, работе, в жизни в целом. Важность математического образования обусловлена тем, что математика является неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры. В этом смысле математическое образование входит в гуманитарное, понимаемое в широком смысле этого слова, образование. Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие личности, на ее формирование, обогащает и совершенствует ее. Она дает не только определенный круг знаний, но и совершенствует мышление в целом, помогает выработке мировоззрения, влияет на нравственное и духовное воспитание учащихся. Все это происходит не в меньшей, а нередко в большей степени, чем при изучении в учебных заведениях других дисциплин. Профессор в статье «О воспитательном эффекте уроков математики» заявляет, что «первой характерной чертой математического стиля мышления является доминирование логической схемы рассуждения; второй характерной чертой является лаконизм, т. е. кратчайший путь к цели; следующей характерной чертой является точная расчлененность процесса рассуждения и соблюдение точности математической символики». Математическое образование мы рассматриваем как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного специалиста. Особенности математического образования объясняются самой сущностью математики. В отличие от физики, химии, астрономии, биологии, медицины, истории, географии, экономики, социологии и других дисциплин, которые имеют дело с реальными объектами, математика представляет собой абстрактную науку, изучающую определенного рода логические структуры, называемые математическими (алгебраические, аналитические, геометрические, топологические, вероятностные и другие), состоящие из определенных понятий и логически обоснованных утверждений.