Рынок монополистической конкуренции
Введение
Использование и изучение модели рынка монополистической конкуренции началось в 30-х гг. XX века. Рынки, которые предусматривают воздействие продавца или покупателя на рыночную цену считаются рыками несовершенной конкуренции. Ярким примером такого рынка является монополистическая конкуренция, характеризующаяся множеством фирм, которые производят дифференцированный продукт, а также низкими барьерами для вхождения в отрасль других производителей. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которая состоит из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Актуальность данной работы заключается в том, что большая часть рынков страны являются рынками монополистической конкуренции и исследования, проведенные в ходе работы, помогут лучше в них разобраться. Цель работы – исследовать рынок монополистической конкуренции, его виды, аспекты формирования и совершенствование системы регулирования, а также его проявления в России и за рубежом.
Достижение поставленной цели в работе предусматривает последовательное решение задач, основными из которых являются:
Рассмотреть теоретические аспекты формирования рынков монополистической конкуренции;
Провести анализ современных рынков монополистической конкуренции на примере зарубежных стран и Российской Федерации;
Рассмотреть опыт совершенствования рынка монополистической конкуренции на примере России и зарубежных стран.
Объектом исследования является рынок монополистической конкуренции.
Предмет исследования ‒ поведение субъектов экономики в условиях монополистической конкуренции.
Содержание
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования рынков монополистической конкуренции 6
1.1 Понятие монополистической конкуренции 6
1.2 Характеристика рынков монополистической конкуренции 9
1.3 Государственное регулирование рыков монополистической конкуренции 11
2 Анализ современных рынков монополистической конкуренции 15
2.1 Анализ состояния современных рынков монополистической конкуренции на примере РФ 15
2.2 Анализ состояния российских рынков монополистической конкуренции за 2015-2020 гг. 19
2.3 Анализ состояния современных рынков монополистической конкуренции на примере зарубежных стран 22
3 Совершенствование системы регулирования рынков монополистической конкуренции 25
3.1 Совершенствование системы регулирования рынков монополистической конкуренции на примере РФ 25
3.2 Совершенствования системы регулирования рынков монополистической конкуренции на примере зарубежных стран 28
3.3 Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. – Текст электронный // КонсультантПлюс: [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 07.03.2022)
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07. 2006 № 135-ФЗ: в ред. от 16.02.2022: принят Государственной Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. – Текст электронный // КонсультантПлюс: [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 07.03.2022)
3. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности ФАС на 2015-2017 гг». // [электронный ресурс] / URL: http://fas.gov.ru/. (дата обращения: 08.03.2022)
4. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2014 год // [электронный ресурс] / URL: http://fas.gov.ru/. (дата обращения: 08.03.2022).
5. Аблямитов, Р.Ш. Сфера деятельности антимонопольных органов и их должностных лиц как экономическая и правовая конструкция / Р.Ш. Аблямитов // Вопросы управления. — 2014. — № 2. — С. 78-84. — ISSN 2304-3369. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294217 (дата обращения: 15.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Авдашева А.Е. Применение ключевых показателей эффективности для ФАС России: анализ на основе статистики судебных решений // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. - № 3. – С. 19-33.
7. Ашфа Д.М. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в России: проблемы и перспективы развития правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2019. - № 4 (101). – С. 87-94.
8. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В.Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» 2017. - №16. – С.51-53
9. Воробьев В.А. / Микроэкономика: учеб. пособие / В.А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2011. - Гл.5. – С.71-81
10. Зеленова Т.С. Дифференциация продукции как ключевой критерий монополистической конкуренции // Economics. 2018. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-produktsii-kak-klyuchevoy-kriteriy-monopolisticheskoy-konkurentsii (дата обращения: 15.04.2022).
11. Кравцевич С.В. Предмет – объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С.В. Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. - №2 (28). – С.41-45
12. Кузьменкова Г. // Косметический рынок России [электронный ресурс]. – / URL: https://indiger.ru/ (дата обращения: 08.03.2022).
13. М.И. Белявцев / Инфраструктура товарного рынка: Учеб. пособие, 2011 – 13с.
14. Медведева Н.В. Антимонопольный комплекс в системе развития конкуренции // Теория и практика экономики и управления. – 2019. - № 1 (86). – С. 51-59.
15. Никитина К.В. РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ // Вестник науки. 2019. №6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-monopolisticheskoy-konkurentsii (дата обращения: 15.04.2022).
16. Пантелеев А. В. Теоретические подходы к исследованию конкуренции и конкурентоспособности / А. В. Пантелеев // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2009. – №5. – С. 39-51.
17. Сидоров В.А. Общая экономическая теория / В.А Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик, 2017 // URL: http://201824.selcdn.ru/elit050/pdf/9785950047947_elit-050.pdf
18. Соколов А.Ю. Правовая политика России в сфере антимонопольного регулирования на современном этапе // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-politika-rossii-v-sfere-antimonopolnogo-regulirovaniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 15.04.2022).
19. Стародубцева Е.Б. , Сидоренко Т.В., Дмитриева А.Б., Абанина И.Н., Чувахина Л.Г. Интеграционные процессы в мировой экономике. Основные направления, тенденции развития. – М.: Русайнс, 2018. – 184 с.
20. Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – №1. – С.4
21. Чвора А.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России и Германии / А.А. Чвора // РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2017. – С. 1-5
22. Шарыпова Т.Н. Поддержка малого и среднего бизнеса в России / Т.Н. Шарыпова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1 (28) 2019. – С.1-7
23. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 143 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08003-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 39-45 — URL: https://urait.ru/bcode/490307/ (дата обращения: 15.04.2022).
24. Объем российского косметического рынка // M.A. Research URL: https://ma-research.ru/ (дата обращения: 08.03.2022).
25. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
26. Показатели, характеризующие состояние конкурентной среды // URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.03.2022).
27. ФАС России | Антимонопольное регулирование Режим доступа: https://fas.gov.ru/spheres/2
28. Экономика фирмы. Междисциплинарный анализ : учебник / В.И. Гайдук, П.С. Лемещенко, В.Д. Секерин, А.Е. Горохова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 420 с. — ISBN 978-5-8114-4718-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139324 (дата обращения: 15.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
29. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11186 (Дата обращения 08.03.2022)
Для максимизации прибыли в долгосрочном периоде фирма выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам ("MC = MR)" , и цена больше предельного дохода ("P > MC)" . Любой конкурентный монополист согласен продавать больше, чем он продает, но чтобы при этом не снижать цену - именно поэтому осуществляется реклама. Реклама является естественным элементом монополистической конкуренции, так как с ее помощью фирма стремится убедить потребителей в том, что ее товары выгодно отличаются от товаров соперничающих продавцов. Фирма, предлагающая дифференцированный продукт по цене выше предельных издержек, обязана рекламировать свои товары, чтобы привлечь больше покупателей. Такие фирмы обычно расходуют на рекламу от 10 до 20% совокупной выручки. В американской экономике расходы на рекламу составляют приблизительно 2% от валового дохода компаний, или более 100 млрд. дол. Оценка общественной полезности рекламы порождает серьёзные дискуссии. Так, критики рекламы утверждают, что ее основная цель – это манипулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психологический, нежели информационный характер. Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию, так как, формируя приверженность определенной марке товаров, она делает потребителей невосприимчивыми к разнице в ценах аналогичных продуктов. Это приводит к тому, что при менее эластичной кривой спроса фирма получает большую надбавку над предельными издержками.