Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и направления развития
Введение
Материальной основой финансовых ресурсов выступают денежные средства. Финансовые ресурсы всегда представляют собой базу для реализации задач, поставленных перед любым государством. Не является исключением и Российская Федерация. Благодаря финансовым ресурсам государство способно удовлетворить общественные потребности, выполняя тем самым свою основную функцию, как публично-правового образования. Бюджет занимает центральное место в устройстве любого государства, это важнейший элемент финансовой системы.
Таким образом, изучение бюджетной системы государства, является актуальным, поскольку позволяет оценить уровень согласованности в интересах и действиях всех уровней власти и выявить актуальные проблемы.
Изучению вопросов, связанных с бюджетной системой, посвящены работы таких российских авторов, как Болтинова О.В., Гуринович А.Г., Дементьев Д.В., Морозов О. В., Моховая Т.А., Пинчукова О.Н., Садыкова З.М., Саранцев В.Н., Силуанов А.Г., Филонович А. В., и др.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации 5
1.1. Понятие и структура бюджетной системы Российской Федерации, взаимосвязь между ее элементами 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 8
Глава 2. Бюджетная политика и анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации 13
2.1. Бюджетная политика как звено развития бюджетной системы 13
2.2. Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации 19
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации 24
3.1. Направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………………………………………….………….24
3.2. Разработка критериев эффективности бюджетной политики и оценка эффективности предложенных мер в соответствии с предложенными критериями……………………………………………………………………………………………………..29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Список использованных источников
1. Болтинова О.В. Принципы бюджетной системы и бюджетного процесса в условиях совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №9 (49). С. 49-54.
2. Гуринович А.Г. Своевременные новеллы в правовом регулировании бюджетного процесса федерального уровня // Право и экономика. - 2017. - № 3. - С. 5 - 15.
3. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
4. Морозов О. В., Бирюков А. Г., Васильев М. А. Статистика межрегиональных различий и состояние бюджетной системы Российской Федерации // Статистика и экономика. 2019. №4. С. 73-89.
5. Моховая Т.А., Ряполова К.И., Буренко М.С. Взаимосвязь элементов трёхуровневой бюджетной системы российской федерации // Деловой вестник предпринимателя. 2020. №2 (2). С. 111 – 113.
6. Единый портал бюджетной системы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ebudget/epbs_test/ (дата обращения 03.04.2022).
7. Садыкова З.М. Принципы бюджетной системы Российской Федерации // Инновационная наука. – 2020. № 2. – С. 70-73.
8. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России: автореф. дис… доктора эк. наук. М., 2012. 44с.
9. Хоменко В. Модели реформирования межбюджетных отношений в векторе развития федерализма и региональной экономической инициативы // Казанский федералист. 2011. №3. С.102-112.
10. Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 2017. С. 224
11. Финансовое право: учебник / под ред. С. В. Запольского. — М.: Волтерс Клувер, 2019. С. 145.
12. Нуртдинов Р.М. Бюджетная система Российской Федерации // Курс лекций – 2020.
13. Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. 2018. №3. С. 40-42.
14. Саранцев В.Н. Критерии и оценка эффективности контроля исполнения федерального бюджета // Научное обозрение. - 2018. - № 16. - С. 314 - 317.
15. Филонович А. В., Ворначева И. В., Туякбасарова Н. А., Чернышев А. С. Статистика межрегиональных различий и состояние бюджетной системы Российской Федерации // Статистика и экономика. 2019. №4. С. 90-96.
16. Фролов Е.А., Селезнева В.Ю. Анализ состояния бюджетно-налоговой системы в Российской Федерации // Вестник ИКИАТ. 2020. №1 (40). С. 114-116.
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823.
Однако эта методика не затрагивает ситуацию в целом: указан результат, затраты на его достижение, а соотношение затрат к результатам в рас четах оценки «эффективности не используется вовсе. Кроме того, бюджет - это не только структура расходов, но и нельзя игнорировать доходную часть. А также возникает проблема субъективно-объективной оценки показателя. Ведь выбор того, какое бюджетное учреждение мы оцениваем, натыкается на экспертное мнение: всегда ли оно будет четко отражать ситуацию. Методики органов финансового контроля. Они оценивают эффективность бюджетной политики с точки зрения проверки достоверности предоставления информации об исполнении бюджета, соответствия действующему законодательству операций по управлению финансово-хозяйственной деятельностью организации, так и оценка эффективности и целесообразности принятия управленческих решений и использования ограниченных ресурсов. Данная методика представлена в работах Е. В. Шипиловой - ведущего специалиста отдела сводного планирования территориальных бюджетов Министерства финансов Омской области. Эти методики позволяют судить о том, как муниципалитет использовал свои финансовые ресурсы, не было ли отклонения в целевом использовании средств. Но здесь мы возвращаемся к проблеме качества жизни населения муниципалитета. Ведь органы финансового контроля действуют, исходя из предпосылки того, что нарушение есть. А ситуация может сложиться так, что сама проверка потребует больших затрат, тогда как эти ресурсы можно было использовать альтернативно. Методика, использующая для оценки эффективности бюджетной политики показатели результативности показатели конечных эффектов, по казатели непосредственных результатов и показатели использования ресурсов. Некоторые из этих показателей, действительно, существенно отражают состояние бюджетной политики, имея прямое отношение к финансам, другие носят более описательный характер, для расчета третьих необходима статистическая информация, собираемая в разрезе субъектов РФ или в целом по государству. Поэтому не все из них применимы для муниципального образования. Но часть из них использовать возможно. Иными словами, несмотря на то, что методика разработана для уровня субъекта Российской Федерации, при определенных ограничениях ее показатели можно трансформировать на уровень муниципалитетов. Каждая из них обладает своими существенными достоинствами, вытекающими из четкого и логического обоснования выбранного критерия эффективности, и недостатками, возникающими в связи с невозможностью охватить всю группу факторов, влияющих на эффективность бюджетной политики муниципального образования. Кроме того, из приведенного выше анализа видно, что главным недостатком большинства методик является их относительная отстраненность от качества жизни населения. На наш взгляд, учитывая положения главы 3 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, смысл существования муниципалитетов заключается, в том числе, и в обеспечении достойного уровня жизни своему населению.