Современные инструменты продвижения товара (услуги) на основе интернет-технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние десятилетия университеты стали уделять более пристальное внимание проблемам управления репутацией, формирования бренда образовательного учреждения. вузы более интенсивно задействуют как традиционные (реклама, PR), так и новые инструменты продвижения в конкурентной среде. Становление глобального рынка образовательных услуг выводит конкуренцию между университетами на новый – глобальный – уровень [12].
В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению доли государственного финансирования в общей структуре бюджета вуза. Согласно принятому закону о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, с 2022 по 2023 год государственные расходы на науку планируется снизить примерно с 0,8% ВВП до 0,5% ВВП Поэтому перед вузами встает задача самостоятельного привлечения финансирования без помощи государственных ассигнований. Такая же задача стоит и перед МИРБИС.
Современное общество становится все более информатизированным. В 2022 году по сравнению с прошлым 2021 годом число активных интернет-пользователей выросло на 7%, аудитория социальных сетей выросла на 13%, количество пользователей мобильного интернета выросло на 4%.
В этих условиях вузу нужно более активно продвигать свои образовательные услуги, как основные, так и дополнительные. И одним из инструментов по продвижению образовательных услуг вуза могут стать интернет-технологии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА (УСЛУГИ) НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1.Понятие и характеристика стратегии продвижения 6
1.2.Основные виды интернет-каналов и инструментов продвижения 11
Глава 2. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА МИРБИС (ИНСТИТУТ) 23
2.1.Общая характеристика МИРБИС 23
2.2.Построение стратегии интернет-маркетинга на примере МИРБИС 34
2.3.Рекомендации по использованию интернет-технологий для совершенствования системы продвижения образовательных услуг МИРБИС 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.05.2022).
2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso- 26000-2012 (дата обращения 10.05.2022) .
Учебная и научная литература:
3. Виссема Й. Университет третьего поколения // Олимп-Бизнес. – 2015.- 229с.
4. Майкл Е. Портер Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
5. Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в Интернет – М.: ННОУ «МИПК», 2014. - 141с.
6. Шемятихина Л.Ю. Маркетинг в образовании: УМК // ГОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2007. – 80 с.
7. Самсонова Е.В. Особенности маркетинга образовательных услуг на современном этапе развития рыночных отношений: монография. Волгоград, 2013. 245 c.
8. Кожушко О.А., Чуркин И. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. Пособие // Новосиб. гос. ун-т, Компания «Интелсиб». – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. – 327с.
9. Карпова С.В. Инновационный маркетинг. Учебник для бакалавриата и магистратуры // ЮРАЙТ. - 2020. – 458с.
10. Карпова С.В., Поляков В.А. Информационные технологии в маркетинге. Учебник и практикум для СПО // ЮРАЙТ. – 2020. – 368с.
11. Кошик А. Веб-аналитика на практике. Тонкости и лучшие методики // Вильямс. – 2019. – 528с.
12. Клифтон Б Google Analytics для профессионалов // Вильямс. - 2017. - 608с.
13. Лашина М., Соловьев Т. Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. Учебное пособие // КноРус. – 2020. – 302с.
14. Липсиц И.В., Ойнер О.К. Маркетинг-менеджмент. Учебник для бакалавриата и магистратуры // ЮРАЙТ. – 2020. – 380с.
15. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник // Гильдия маркетологов. – 4.е изд., стер. – М.: Омега.Л, 2006. – 656с.
16. Пометун А. Маркетинг по любви. 70 Способов заполучить сердце клиента навсегда // Эксмо. - 2021. – 290с.
17. Романенкова О.Н. Интернет-маркетинг 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата // ЮРАЙТ. – 2020. – 302с.
18. Севостьянов И. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете // Питер. – 2017. – 272с.
19. Селевич Т.С., Микитина Л.В. Инновационные маркетинговые коммуникации // Издательство ТПУ. - 2013. – 120с.
20. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях // Манн, Иванов и Фербер. – 2016. – 240с.
21. Чалдини Р. Психология влияния //Питер Ком.-2021.- 272с.
22. Шефер М. Рентабельность влияния // ШКИМБ. – 2013. – 208с.
23. Шемятихина Л.Ю. Маркетинг в образовании: УМК // ГОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2007. – 80 с.
24. Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / Сиб. гос. ун-т.науки и технологий - Красноярск, 2017. – 107с.
Периодические издания:
25. Андреева Ю.Ю. Интернет-маркетинг в вузах как инструмент конкурентной борьбы за абитуриентов // Труды молодых ученых. – 2011. - №2. – C. 129-136.
26. Даниелян Р.В., Попова С.А. Маркетинг в образовании: проблемы и пути решения // Экономика и право. – 2016. - №10. -С. 25-29.
27. Макарец А.Б. Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов. // Открытое образование. - 2009. - №4. - С. 46-57.
28. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Возможности и ограничения использования маркетинга в социальных медиа для продвижения образовательных услуг вуза // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. – 2022. - №1. – с.126-135.
29. Тарасова Е. Е., Алтонаян А., Шеин Е. А. Маркетинговая стратегия вузов: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 9–27.
30. Шполянская И.Ю., Воробьева А. М. Модели и методы оптимизации структуры образовательных порталов вузов в системе интернет- маркетинга // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2012. № 1(37). С. 301–311.
Интернет-ресурсы:
31. Отраслевой стандарт системного электронного маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://www.completo.ru/checklist-strategy- online-marketing/ (дата обращения 10.05.2022).
32. Сегментация рынка по параметрам образовательных услуг и исследование факторов, формирующих спрос на них [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2006-03/05.shtml (дата обращения 10.05.2022).
33. Сегментация образовательных услуг [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2006-03/05.shtml (дата обращения 10.05.2022).
34. РосСтат Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://rosstata.ru/ofitsialnyj-sajt/ (дата обращения 10.05.2022).
35. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) Официальный сайт [Электронный ресурс]. - https://mirbis.ru/mba/ (дата обращения 10.05.2022).
36. РАНХиГС Официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.ranepa.ru/ (дата обращения 10.05.2022).
37. Розова Н.В. Интернет - маркетинг в сфере образовательных услуг вуза // научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf (дата обращения: 10.05.2022).
38. Ключевые показатели эффективности продвижения и интернет-рекламы [Электронный ресурс]. URL: https://makeagency.ru/blog/item/klyuchevye- pokazateli-effektivnosti-prodvizheniya-i-internet-reklamy (дата обращения 10.05.2022).
39. Digital Marketing Outlook Russia [Электронный ресурс]. URL: http://www.akarussia.ru/ (дата обращения 10.05.2022).
40. GRI (Global Reporting Initiative) – Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. [Электронный ресурс].URL: https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf (дата обращения 10.05.2022).
46. Самсонова М.В., Самсонова Е.В. Маркетинговые приемы, способствующие развитию российского рынка образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/111-10105 (дата обращения: 10.05.2022).
47. Майкова С.Э., Федяшкина А.В Особенности образовательных услуг с позиции маркетингового подхода. [Электронный ресурс]. URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=436 (дата обращения 10.05.2022).
48. Tarasova E. E., Shein E. A. Improvement of methodical approaches to higher schools’ marketing activity assessment on the basis of internet technologies application. Webology, N 11 (1), 2014. Art. 121. [An electronic resource]. URL: http://www.webology.org/2014/v11n1/a121.pdf (date of the address: 10.05.2022).
49. Распространение социальных сетей в мире [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/infografika/20130321/928343464.html Загл. с экрана. (дата обращения 10.05.2022).
50. Similarweb.com – TPU.ru site info overview. [Электронный ресурс]. URL: https://www.similarweb.com/website/tpu.ru Загл. с экрана. (дата обращения 10.05.2022).
51. Wordstat.yandex.ru [Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=MBA%20B20%ОБРАЗОВАНИИ (дата обращения 10.05.2022).
52. The Use of Online Marketing and Social Media in Higher Education Institutions. [Электронный ресурс]. URL: http://ibimapublishing.com/articles/JMRCS/2012/721221/721221.pdf (дата обращения 10.05.2022).
53. Social media in higher education: strategies, benefits and challenges. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.hootsuite.com/social-media-in- higher-education/ (дата обращения 10.05.2022).
58.5 трендов интернет-маркетинга на 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: http://prclub.spb.ru/2021/11/09/digitaltrend2021/ (10.05.2022).
59.Why digital marketing matters for higher education. [Электронный ресурс]. URL: https://imagexmedia.com/digital-marketing-for-higher-education (дата обращения 10.05.2022).
Контент-маркетинг – это комплекс работ по созданию и распространению онлайн-материала (видео, блоги, посты в социальных медиа), помогающего пользователю принимать решение о покупке тех или иных товаров или услуг. Контент не продвигает бренд открыто, но привлекает к нему внимание и стимулирует интерес. При этом контент должен иметь самостоятельную ценность для аудитории. Реализация контент-маркетинговой стратегии не сводится к простому написанию любых текстов по теме. Необходимо полностью погрузиться в тематику, стать экспертом в ней, так как контент будет востребован аудиторией, только если он действительно будет полезен. Кроме того, необходимо проводить постоянный анализ интересов целевой аудитории, её проблем, следить за событиями и трендами в интернете [6]. Для реализации контент-маркетинга следует разработать долгосрочный план создания и распространения контента, выделить необходимый бюджет. Также важно постоянно контролировать, анализировать и, при необходимости, корректировать выполняемые действия. Именно при этих условиях контент-маркетинг будет мощным маркетинговым инструментом компании.