Анализ миграционной политики Российской Федерации в контексте миграционных процессов

Скачать дипломную работу, в которой проводится анализ миграционной политики Российской Федерации в контексте миграционных процессов
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
110 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Период после распада СССР стал серьезным испытанием для России с политической, социально-экономической, демографической точек зрения. Неблагоприятные демографические тенденции, убыль населения были отчасти компенсированы притоком мигрантов, как временных, так и постоянных, из других стран, бывших союзных республик, однако многочисленные упущения в сфере управления миграцией привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась. 
Понятие «мигрант» мы рассматриваем в качестве категории политической науки обосновывая тезис о том, что в отличии от экономического и географического подходов под мигрантами в политологическом контексте понимаются люди, реализация жизненных стратегий и установок которых в принимающем сообществе возможна только при условии трансформации или полной перестройки логики политической реальности, то есть формирования новой миграционной политики данного государства, учитывая условия миграционных процессов. На текущий момент всё более очевидным становится тот факт, что миграционные процессы стали одним из главных факторов воздействующих на политику, как на глобальном, так и региональном уровне. Отсюда исходит новая задача пересмотра традиционного представления о миграционных процессах в осуществляемых моделях миграционной политики. Регулирование миграционных процессов во многих государствах, в частности в России, стало рассматриваться как неотъемлемая составная часть внутренней политики. Выработка моделей миграционной политики в современном обществе невозможно в рамках традиционных подходов к изучению миграционных процессов. Изучение миграции в демографическом, социально-экономическом контекстах, в отрыве от миграционных политических процессов не позволяет достигнуть формирования миграционной политики. Для решения многих из этих проблем находится в плоскости формирования научно обоснованной, комплексной и системной миграционной политики. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа миграционных процессов 7

1.1. Теоретические основы политологического анализа миграции и миграционных процессов 7

1.2. Основные научные подходы и модели к исследованию миграционной политики в политической науки 15

Глава 2. Реализация миграционной политики в Российской Федерации 24

2.1. Этапы формирования государственной миграционной политики в Российской Федерации 24

2.2. Сравнительный анализ концепций миграционной политики Российской Федерации на период 2012–2025 и 2019–2025 годы 34

Заключение 49

Список литературы 51

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999.
2. Актуальные проблемы Европы / ред.-сост. вып. Т.С. Кондратьева, И.С. Новоженова. М., 2011. № 4.
3. Бобылев В.М. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. —2009. № 6.
4. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономист, 2005.
5. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации:  диссертация доктора политических наук. Москва, 2013.
6. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по миграционной политике // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22861  Дата обращения (07.05.22).
7. Градировский С.Н. Классификация механических движений населения [Электронный ресурс] //  URL: https://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/statistika/klassifikatsiya/ // Дата обращения (07.05.22).
8. Ефимов Ю. Г. Миграция в современном политическом процессе: диссертация доктора политических  наук. Ставрополь, 2007.
9. Заседание Совета по межнациональным отношениям // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53173 Дата обращения (07.05.22).  
10. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. Москва. Диалог — МГУ, 1999.
11. Ионцев В.А. Направления миграционной политики развитых капиталистических стран. — М., 1987.
12. Истон Д. Подход к анализу политических систем [Электронный ресурс]  // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26288793 // Дата обращения (07.05.22).
13. Киреев А.П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М., 1997.
14. Малахов В. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
15. Миграция сельского населения / под ред. Т.И. Заславской. М.: Мысль, 1970.
16. Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53412  Дата обращения (07.05.22).  
17. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 Дата обращения (07.05.22).  
18. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1992 г. N 740 "Вопросы Федеральной миграционной службы России" (с изменениями и дополнениями) Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/6309993/  Дата обращения (07.05.22).
19. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 173 "Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России" Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/5315678/  Дата обращения (07.05.22).
20. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы" Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/1569180/ Дата обращения (07.05.22).
21. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. N 740 "Об утверждении Положения о Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/182550/ Дата обращения (07.05.22).
22. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71480894/ Дата обращения (07.05.22).
23. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 Дата обращения (07.05.22).
24. Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 N 256-р "О концепции регулирования миграционных процессов" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113093/ Дата обращения (07.05.22).
25. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novyy-posyl-migratsionnym-organam-obshchestvu-i-migrantam/ Дата обращения (07.05.22).
26. Суворова В.А. Современная иммиграционная политика Российской Федерации: политико-правовой и институциональный аспекты. Автореферат. диссертация кандидата политических наук.— М., 2008.
27. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/5331759/ Дата обращения (07.05.22).
28. Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 г. № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" [Электронный ресурс]  // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17875 Дата обращения (07.05.22).
29. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 Дата обращения (07.05.22).
30. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями) Гарант [Электронный ресурс]  // URL: https://base.garant.ru/70284810/ Дата обращения (07.05.22).
31. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию " [Электронный ресурс]. URL: http: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9895 Дата обращения (07.05.22).
32. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию " [Электронный ресурс]. URL: http: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9895 Дата обращения (07.05.22).
33. Хомра А. У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев: Навук. думка, 1979.
34. Morrice L. The Learning Migration Nexus: Towards a Conceptual Understanding // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 5. № 2. 2014. Р. 149–159

На сегодняшний день разговор об адаптации и интеграции мигрантов во властном дискурсе, даже если вопрос изначально ставится о социальной и культурной адаптации, чаще всего переходит в русло вопросов о легальности их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории России. Это, конечно, имеет веское основание, поскольку миграционная политика всегда смотрела и смотрит на мигрантов в первую очередь через призму обеспечения национальной безопасности, отодвигая на второй план проблематику социокультурных особенностей прибывающих и очевидную экономическую роль (необходимость привлечения трудовых ресурсов в условиях дефицита рабочих рук в стране). Об этом прямо свидетельствует начало (Концепции-2018), где буквально в первой же части документа прописано: «Настоящая Концепция разработана с учетом […] прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года...», потом следуют стратегии в сфере национальной политики, научно-технического развития и только затем культуры, развития Дальнего Востока и так далее. И, хотя далее в (Концепции-2018) зафиксировано, что «целью миграционной политики является способствование решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны», тон всем процессам в теории (дискурсе) и на практике регулирования задает необходимость контроля и надзора (контрольная функция государства). Причем контроля за весьма легко формализуемыми и фиксируемыми процессами и состояниями мигрантов: положением «внутри» или «вне» правового поля, формальными характеристиками иностранных граждан как объекта миграционной политики (статус, наличие или отсутствие патента, других документов, необходимых для проживания или осуществления трудовой деятельности, места проживания). Однако необходимо отметить, что по сравнению с предыдущей версией (Концепция-2018) не подразумевает среди прочих принципов принцип «научной обоснованности принимаемых решений» (также отсутствуют сопутствующие механизмы реализации миграционной политики), что, несомненно, может снизить их качество. Количественные показатели, данные по которым будут расти в геометрической прогрессии в силу совершенствования и внедрения цифровых технологий, не всегда способны адекватно отразить сущность миграционных процессов без должного их анализа и интерпретации. 
Риторика «обеспечения национальной безопасности» применительно к миграционной политике России в (Концепции-2018) объясняет, почему в тексте данного документа более подробно, по сравнению с (Концепцией-2012), расписаны направления миграционной политики «в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции». Не исключено, что некоторое ужесточение контрольно-надзорной составляющей миграционной политики в тексте данного концептуального документа обусловлено передачей широко ряда полномочий в данной сфере в силовое ведомство (МВД России).